Брендбук, который не украдет весь бюджет

14 марта, 2023

Увы, не все брендбуки чисты на руку. Рассказываем, чем отличается логобук от гайдлайна, а гайдлайн от брендбука. Как понять, что из этого нужно вашему бренду и как не купить кота в мешке за много денег.

Саша Ревяко

Съел собаку на брендбуках

Женя Борисевич

Была в этот момент рядом и все записывала

Аня Исаченко

Визуальный журналист

Услуги брендинга на рынке стоят абсолютно по-разному: «разработка брендбука» в агентствах и студиях варьируются от сотен до десятков тысяч долларов. Как понять, что вы покупаете полезный и достаточный документ вашего бренда, которой будет применим на практике, а не останется пылиться на полке?

В этой статье разберемся, как правильно оценивать работу по оформлению бренда, определить, что нужно именно вам и главное — не переплатить.

Нет времени читать статью целиком? Вот ответы на вопросы, которые вас волнуют:

Как не переплатить за оформление бренда

Есть три вида документации для бренда: логобук, гайдлайн и брендбук. Молитвами и фантазиями маркетологов их конечно больше. В сети вы найдете: минигайд, библию бренда, документацию по пользованию фирменным стилем, катгайд, паспорт стандартов бренда … 😑

Важно понять: полиции брендинга не существует. На рынке нет единого стандарта, как должен выглядеть каждый из этих документов. Из-за этого встречается множество интерпретаций, кто-то продает только брендбуки, потому что это звучит дороже, кто-то меряет количеством страниц. Наиболее распространенными и принятыми в маркетинг-комьюнити считаются три формата: логобук, гайдлайн и брендбук. Рекомендуем остановиться на них.

Чтобы не дурить себе голову маркетинговыми терминами и не считать листы, вот два основных правила выбора формата документации к бренду:

  1. количество страниц не имеет значения,
  2. выбирайте формат под задачи вашего бизнеса.

Принцип 1. Количество страниц ≠ польза

Есть расхожее утверждение, что чем больше страниц в документе — тем ближе он к брендбуку, чем меньше — к логобуку.

В брендбуке, действительно, больше информации, следовательно и по объему он толще. Но иногда происходит манипуляция формой. Этим пользуются недобросовестные фрилансеры, а иногда и компании: добавляют ненужные слайды, размазывают абзац информации на 5 страниц с титульными листами, шмуцтитулами и прочими реверансами. В итоге логобук превращается в брендбук — но увы, только в денежном эквиваленте. По содержанию это все тот же логобук.

Хорошая новость в том, что необязательно угадывать, что скрывается под терминами у очередного исполнителя. Есть золотое правило:

Руководствуйтесь не количеством страниц или названием документа, а полнотой и задачей, которую хотите решить с его помощью.

Принцип 2. Сначала задача → потом форма

Важно не то, какой толстый результат лежит в файлике, а его практическая применимость. Исходите из планов на ближайшие 1-2 года и не делайте задачу шире, чем она есть: если вы только запустились, не нужно делать брендбук для бизнеса будущего из списка Fortune 500.

Задача

Форма

Для кого

Быстро запуститься и целостно выглядеть на всех платформах: в соцсетях, листингах и мобильном приложении.

Логобук

Для стартапов и брендов, у которых еще нет сформированной системы ценностей и истории бренда

Обновить визуал, учитывая ценности бренда; упорядочить знания о бренде, сформировать нужный образ у аудитории и применять элементы бренда системно.

Гайдлайн

Для бренда, у которого есть история

Синхронизировать распределенные офисы и подразделения разных городов и стран; транслировать общие ценности внутри компании и в общении с клиентами; сохранить единый фирменный стиль во всех точках касания потребителя с брендом.

Брендбук

Для компаний с большой географией

Быстро запуститься и целостно выглядеть на всех платформах: в соцсетях, листингах и мобильном приложении → логобук → для стартапов и брендов, у которых еще нет сформированной системы ценностей и истории бренда.

Обновить визуал, учитывая ценности бренда; упорядочить знания о бренде, сформировать нужный образ у аудитории и применять элементы бренда системно → гайдлайн → для бренда, у которого есть история.

Синхронизировать распределенные офисы и подразделения разных городов и стран; транслировать общие ценности внутри компании и в общении с клиентами; сохранить единый фирменный стиль во всех точках касания потребителя с брендом → брендбук → для компаний с большой географией.

Давайте разберем, почему стартапам даже с большими амбициями чаще нужен логобук. Стадии развития стартапа слишком короткие: проектирование, MVP, сверка с пользователями, доработка, масштабирование — все меняется на каждом этапе. Гипотеза не сработала → переформатировались; сработала → масштабировали идею. И так до тех пор, пока проект не станет стабильным и прогнозируемым.

Это не значит, что до стадии стабильности стартап должен жить без идентичности. Просто она должна быть гибкой, не забегать на много лет вперед и не основываться на одних лишь амбициях. Ибо кроме потери денег это вряд ли что-то принесет.

Гайдлайн имеет смысл делать тогда, когда бизнес стабильно работает хотя бы год, есть надежная аудитория и доход.

Как понять, что нужно: логобук, гайдлайн или брендбук

Чтобы разобраться было проще, держите блок-схему, которая поможет определиться с выбором документа в зависимости от вашей цели.

Открыть схему в высоком разрешении →

Что внутри паспорта стандартов

Итак, задача ясна, форма — тоже. Теперь можно препарировать термины. Как мы уже сказали, условного ГОСТа на рынке нет, поэтому от студии к студии наполнение паспорта стандартов может отличаться. 

Вот, как это работает у нас.

Логобук

Гайдлайн

Брендбук

Бренд-платформа

Описание позиционирования: миссия, аудитория, ценности, видение, характер и стиль, продукт

Визуальная айдентика

Логотип

Микроверсия и дополнительные версии

Иконка

Охранное поле логотипа

Недопустимые варианты использования лого

Фирменный шрифт

+/–

Цветовая палитра

+/–

Сетка, правила верстки или графические модули

Иллюстративный стиль и фотостиль, паттерны

Носители фирменного стиля

Образцы носителей и правила их использования. Эталонные макеты и исходники для дизайнеров и изготовителей. Деловая документация, ATL, BTL, диджитал-брендирование, брендирование физических пространств, сайта, приложений, одежды и т.д.

Вербальная айдентика 

Принципы вербальной идентичности (нейминг, слоган, дескриптор, тон коммуникации)

Сенсоральная айдентикасли применима к бренду)

Принципы сенсоральной идентичности. Рекомендации по материалам, запахам, звукам и всего, что касается ощущений.

Аудиальная айдентика сли применима к бренду)

Принципы аудиальной идентичности. Образцы и рекомендации: джинглы, аудиосопровождение интерфейса и т.д.

Еще парочка клевых статей
Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию
Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию
Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию

Если коротко: думайте и не придумывайте.

Как маркетологу подружиться с дизайнером
Как маркетологу подружиться с дизайнером
Как маркетологу подружиться с дизайнером

Инструкция эффективна на 110%.