Брендбук, который не украдет весь бюджет
Увы, не все брендбуки чисты на руку. Рассказываем, чем отличается логобук от гайдлайна, а гайдлайн от брендбука. Как понять, что из этого нужно вашему бренду и как не купить кота в мешке за много денег. А ещё примеры брендбуков скачать бесплатно без СМС
Услуги брендинга на рынке стоят абсолютно по-разному: «разработка брендбука» в агентствах и студиях варьируются от сотен до десятков тысяч долларов. Как понять, что вы покупаете полезный и достаточный документ вашего бренда, которой будет применим на практике, а не останется пылиться на полке?
В этой статье разберемся, как правильно оценивать работу по оформлению бренда, определить, что нужно именно вам и главное — не переплатить.
Нет времени читать статью целиком? Вот ответы на вопросы, которые вас волнуют:
Как не переплатить за оформление бренда
Есть три вида документации для бренда: логобук, гайдлайн и брендбук. Молитвами и фантазиями маркетологов их конечно больше. В сети вы найдете: минигайд, библию бренда, документацию по пользованию фирменным стилем, катгайд, паспорт стандартов бренда … 😑
Важно понять: полиции брендинга не существует. На рынке нет единого стандарта, как должен выглядеть каждый из этих документов. Из-за этого встречается множество интерпретаций, кто-то продает только брендбуки, потому что это звучит дороже, кто-то меряет количеством страниц. Наиболее распространенными и принятыми в маркетинг-комьюнити считаются три формата: логобук, гайдлайн и брендбук. Рекомендуем остановиться на них.
Чтобы не дурить себе голову маркетинговыми терминами и не считать листы, вот два основных правила выбора формата документации к бренду:
- количество страниц не имеет значения,
- выбирайте формат под задачи вашего бизнеса.
Принцип 1. Количество страниц ≠ польза
Есть расхожее утверждение, что чем больше страниц в документе — тем ближе он к брендбуку, чем меньше — к логобуку.
В брендбуке, действительно, больше информации, следовательно и по объему он толще. Но иногда происходит манипуляция формой. Этим пользуются недобросовестные фрилансеры, а иногда и компании: добавляют ненужные слайды, размазывают абзац информации на 5 страниц с титульными листами, шмуцтитулами и прочими реверансами. В итоге логобук превращается в брендбук — но увы, только в денежном эквиваленте. По содержанию это все тот же логобук.
Хорошая новость в том, что необязательно угадывать, что скрывается под терминами у очередного исполнителя. Есть золотое правило:
Руководствуйтесь не количеством страниц или названием документа, а полнотой и задачей, которую хотите решить с его помощью.
Принцип 2. Сначала задача → потом форма
Важно не то, какой толстый результат лежит в файлике, а его практическая применимость. Исходите из планов на ближайшие 1-2 года и не делайте задачу шире, чем она есть: если вы только запустились, не нужно делать брендбук для бизнеса будущего из списка Fortune 500.
Давайте разберем, почему стартапам даже с большими амбициями чаще нужен логобук. Стадии развития стартапа слишком короткие: проектирование, MVP, сверка с пользователями, доработка, масштабирование — все меняется на каждом этапе. Гипотеза не сработала → переформатировались; сработала → масштабировали идею. И так до тех пор, пока проект не станет стабильным и прогнозируемым.
Это не значит, что до стадии стабильности стартап должен жить без идентичности. Просто она должна быть гибкой, не забегать на много лет вперед и не основываться на одних лишь амбициях. Ибо кроме потери денег это вряд ли что-то принесет.
Гайдлайн имеет смысл делать тогда, когда бизнес стабильно работает хотя бы год, есть надежная аудитория и доход.
Как понять, что нужно: логобук, гайдлайн или брендбук
Чтобы разобраться было проще, держите блок-схему, которая поможет определиться с выбором документа в зависимости от вашей цели.

Что внутри паспорта стандартов
Итак, задача ясна, форма — тоже. Теперь можно препарировать термины. Как мы уже сказали, условного ГОСТа на рынке нет, поэтому от студии к студии наполнение паспорта стандартов может отличаться.
Вот, как это работает у нас.
Примеры брендбуков
Каждый брендбук принадлежит владельцу торговой марки или компании. Любая форма копирования, модификации или переиспользования данных брендбуков без прямого согласия владельца бренда запрещена. При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.