«Я всю жизнь готовился к этому проекту» — интервью с создателями книги про Беларусь «КУТ»

Этой осенью вышла книга «КУТ» — фотоальбом о Беларуси, которую многие из нас никогда не видели. Эта Беларусь существует параллельно с нами — и пока мы сидим за ноутбуками, Слава Мазай и Леша Угальников путешествуют по этим параллельным мирам с фотоаппаратами и передают нам оттуда привет. Мы поговорили с фотографом Славой и дизайнером книги Димой о том, как создавался альбом: о сомнениях, дизайнерских решениях и съемках. Ныряйте.

Слава Мазай
Фотограф, соавтор книги «КУТ»

Дима Буко
Дизайнер книги «КУТ»

Слава Мазай
Фотограф, соавтор книги «КУТ»

Дима Буко
Дизайнер книги «КУТ»

О сомнениях

«Я отговаривал Славу от этой затеи»

Дима

Я когда-то занимался созданием книг и поэтому представлял объем работ по проекту. Я понимал, что книга должна быть большой, красочной, красивой — и дорогой, соответственно. Поэтому я отговаривал Славу от этой затеи. Мне казалось, что коммерчески это вряд ли будет успешный проект, так как у меня были сомнения, что есть люди, которые готовы по 100 € покупать книги с фотографиями Беларуси (прим. ред. — у ребят солд-аут).

Я два дня смотрел фотографии Славы и понял, что надо, чтобы эта книга была сделана. Пусть даже не мной, а кем-то другим, но обязательно сделана. Глядя на эти фотографии, у меня снесло башню — я не видел никогда Беларусь вот так, как Слава. Такая книга должна быть. Мне лично ее не хватало и, наверное, ее не хватает так многим.

И хоть я не собирался больше возвращаться к созданию книг, я как будто осознал, что всю жизнь готовился к этому проекту — невероятной красоты. Поэтому я вписался, хотя понимал, что это огромный труд, и мне придется долго мучиться. И я начал мучиться.

«Я написал Диме, что мы не будем книгу делать»

Слава

Очень тяжело выбирать и удалять свои фотографии. Чужие — просто, свои — тяжело. Я как-то даже Диме написал, что мы не будем книгу делать, потому что мне мои фотографии не нравятся. Дима сказал, что удивился бы, если бы они мне нравились. Тогда я понял, что это нормально, надо просто немного отдохнуть.

Выбор фото. Кадр из фильма о книге

О дизайне книги

Дима

Первый макет был сделан в ноябре 2022 года, но в работу из него ничего не пошло. Макет постоянно переделывался — сколько работали, столько и переделывали.

«Долго думали, как структурировать снимки»

Слава

Сначала мы хотели структурировать фотографии в книге по населенным пунктам. Но много снимков сделаны где-то у реки или в лесу и не связаны с каким-то конкретным местом. Поэтому в итоге мы отказались от этой идеи.

Сортировка снимков в Фигме. Источник: kut.pub

Долго думали, как идти. Структурировали снимки и по порам года, и по областям. В итоге решили пойти с географии. Нанесли на карту Беларуси координатную сетку, которая делит страну на 40 квадратов, и погнали по ним слева направо. Эти области и стали разделами. У каждой из них появилась своя папка с сотнями снимков, которые нам конечно же снова пришлось отсматривать и удалять.

Распределение снимков по карте с использованием QGIS. Источник: kut.pub

Перенести все снимки на карту было не так просто технически. Нужно было выписать координаты каждой фотографии и через QGIS-программу нарисовать точку, где она была сделана. Это большая работа.

«Мы доделали до конца сотни карт, а потом все выбросили»

Дима

Мы нарисовали и доделали до конца сотни карт. Придумывали, что будем отображать: будем ли рисовать дороги, а что по поводу лесов, озер, рек, какой толщины линии, а какого они цвета? Многие карты могли бы быть использованы в какой-то другой книге. Но в итоге мы все выбросили и оставили только одну карту на одной странице. И все — больше никаких карт в книге нет.

Итоговая карта. Источник: kut.pub

В этом проекте очень много такого — сначала сделано, а потом выброшено. С фотографиями тоже так. Мы выбрали три тысячи снимков, а в итоге в книге их в разы меньше — около шестисот. Поэтому решили закончить книгу разворотами со всеми фотографиями, которые не вошли в книгу. На этих 11 страницах — 2800 фото.

Дима обрабатывает несколько тысяч фотографий для книги. Видео ускорено в 40 тысяч раз

«Я получал втык за то, что хотел удалить животных из книги»

Дима

Я понимаю, что волка сложнее сфотографировать, чем просто поле. Но бывало, что кадр с полем мне казался более красивым, чем кадр со зверем, и тогда я его удалял, потому что моей целью было сделать красивую книгу.

Когда книга уже была сделана, я впервые съездил с ребятами на съемки. Тогда я посмотрел, как это происходит, и у меня радикально перевернулось восприятие кадров с животными.

Фото alex_ugalek
Фото mzaas

Теперь ни к одному зверю, который есть в книге, у меня вопросов нет. Я понял, почему ребята так хотели, чтобы этот кадр остался. Невозможно словами описать те чувства, которые ты испытываешь там, когда он перед тобой стоит.

«Мы работали над обложкой год. Это результат страданий, споров и слез» 

Дима

Хотелось, чтобы обложка была неким символом, который бы вызывал эмоции. И была неплохая идея: разместить на ней половинку сердечка, которое показывают рукой — чтобы читатель мог приложить свою половинку. Вроде классный маркетинговый потенциал был в этой идее, и макеты неплохие нарисовали. Но было понимание, что беларусам не такая обложка нужна.

Вариант обложки с половиной сердечка. Источник: kut.pub

Белая обложка очень точно попала в цель. Когда я сейчас даю кому-то книгу посмотреть, то первая реакция у всех — вау. Может, это связано с тем, что беларусы долгое время жили с переизбытком дизайна: плохого, хорошего, разного, где много оформительства. Теперь беларус берет эту книгу и такой «ну, наконец то — чистая, замечательная, простая и понятная обложка».

«Хотелось, чтобы книга отражала персоналии тех, кто над ней работает»

Дима

Найти шрифт было тяжело. Сначала я сделал классический макет, который не зависел от шрифта. Хотелось универсальное, простое и понятное каждому решение, чтобы книга была для широкой аудитории — не для дизайнеров и фотографов, а для всех беларусов.

Требования к шрифту были такие: поддерживать беларусский язык и не быть супермодным. Рабочим вариантом был швейцарский шрифт, который поддерживает беларусский, не вызывает особо никаких ассоциаций, простой и похож на Times New Roman.

Но мне что-то не нравилось. Да, получилось хорошее классическое решение, которое, в целом, приятные ощущения вызывает. Но все-таки хотелось, чтобы книга отражала и персоналии тех, кто над ней работает. А мы все молодые ребята, нам не по пятьдесят лет. Так я понял, что делать какое-то классическое решение уже не хочется.

Гарнитура Panama, The Temporary State, Roman Gornitsky. И да, самые внимательные, наверное, заметили, что на развороте опечатка. Но спокойно: это пилотный экземпляр, и у себя на сайте ребята рассказывают об этом подробнее

В итоге мы нашли шрифт Panama — поддерживает беларусский, достаточно классический и в то же время — современный. То, что надо.

«Я использовал прием, как в художественной галерее»

Дима

Есть разные кейсы пользования книжкой. Можно просто рассматривать красивые фотки. Но надо понимать, что книга большая — просто пролистать ее заняло у меня 2 часа. Можно сразу погрузиться в интересный тебе регион — например, посмотреть фотографии именно в окрестностях Минска. Можно читать истории со съемок, и тогда это вообще полное погружение.

Еще можно читать подписи к фотографиям, если есть время и интерес. Мы, кстати, подписали все снимки в книге — это было сложно, но принципиально. Подписи есть не на каждой странице, а только там, где боковое поле. Это прием, как в художественной галерее. Ты ходишь по галерее, смотришь картины и, если что-то тебя зацепило, тогда уже погружаешься и узнаешь о работе больше. Здесь так же — только в формате книги.

«Мы с самого начала знали, на какой бумаге печатать книгу»

Дима

Книга печатается на бумаге, и поэтому нужно сразу учитывать все ограничения. Чтобы получилось хорошо, я понимал, что надо сделать книгу максимально большой, но так, чтобы она не стоила 500 €. С этого и начиналось макетирование: с определения формата листа. Он должен быть достаточно большим, но таким, чтобы цена цветного отпечатка на этой бумаге не стоила баснословных денег.

Были требования и к тактильным свойствам бумаги: чтобы не блестела и была приятно необработана. Такой бумаги не так много. И мы с самого начала знали, на какой бумаге печать книгу. Но это больше связано с моим опытом, так как я уже когда-то решал похожие задачи для других книг.

О том, как проходили съемки

«Давайте мы уйдем отсюда, пожалуйста»

Слава

Я не умею ждать совсем. Бывали ожидания по 3-4 часа, но это редкость. Как правило, через 15 минут я начинаю уже со всеми разговаривать, всем мешать и просить: «Давайте мы уйдем отсюда, пожалуйста».

В Налибокской пуще. Источник фото — Инстаграм Славы

Обычно приезжаешь до рассвета, примерно зная, что тут есть звери. Откуда знаешь: днем гуляешь, смотришь на следы и помет, слышишь запах. Много следов — значит, можно встретить. Летом выезжаешь в 2-3 часа ночи. До ближайшего места ехать часа полтора и еще полчаса идти от машины, чтобы не испугать зверя. Приходишь на место. Сидишь, ждешь, видишь зверей в темноте, но не фотографируешь: света не хватает. Но начинается туман, светает, появляются первые лучи солнца — и фоткаешь.

Бывает, сидим, звери едят траву, двигаются, подходят к тебе ближе и ближе. А ты сидишь молча. Хотя даже не звук их пугает — а запах. Если ветер дует от тебя в их сторону, они тебя очень быстро учуют. Поэтому мы смотрим погоду, чтобы не то, что дождя не было, желательно, чтобы ветра не было, и мы понимали, куда он дует. Если приезжаешь и понимаешь, что ветер от тебя — значит, идешь с другой стороны, чтобы ветер был от зверя. Это большая подготовительная работа.

Где-то 80% поездок проходят без зверей и камер. Мы ездим не только чтобы животных и поля пофотографировать, но и просто чтобы на природе побыть.

Бывает, я хочу снять конкретный кадр, который в голове висит. И я ищу, смотрю погоду, чтобы, например, было много снега, или был туман, или Припять разлилась. Зима была не снежная — разлива не будет. Еще год ждешь.

«Тебе нужно сделать кадр — ты делаешь для этого все»

Слава

Когда снимаешь — голова отключена. Столько ситуаций было, когда можно было лишиться фотоаппарата. Дроны падали, разбивались и тонули. Я лез в реку в −27℃ за дроном, сидел в засаде, когда зубры проносились возле меня так, что аж земля тряслась. Ты по-другому это воспринимаешь — не как днем в городе смотришь налево-направо, когда дорогу переходишь. Тебе нужно сделать кадр — ты делаешь для этого все, как бы тебе ни было жарко или холодно.

Авторы книги Лёша и Слава на рассвете в Беловежской пуще. Источник: kut.pub

О любимых местах

«Я не хотел бы, чтобы мои места силы были популярны»

Слава

О некоторых любимых местах я никому не рассказывал. Там мои места силы — я не хотел бы, чтобы они были популярны. Но вот если о чем-то таком рассказывать, то мне очень нравится Любча и невероятно нравится сам Любчанский замок. Его уже много лет реставрируют. Когда доделают, будет классное место: Неман шикарно течет, замок стоит на высоком берегу. Я даже по молодости участвовал в реставрации, ночевал в замке на полу. Днем работаешь, вечером — костер и музыка. Было классно и полезно.

Еще одно из моих любимых мест — это Свитязь. Чистое озеро и хороший лес. Но так как там миллион людей постоянно, я езжу в будни, в выходные там делать нечего.

«Я понял, что ничего не видел в Беларуси и что я все пропустил»

Дима

У меня нет в Беларуси любимых мест, потому что я давно живу в Польше. Работая над книгой, я понял, что ничего не видел в Беларуси и что я все пропустил. Я был в известных туристических местах, но полюбил их только после того, как начал книгу делать. Я хотел бы съездить в каждое место, где сделана фотография, которая есть в книге.

Слава

Я хотел сделать альбом еще 10 лет назад, когда только начал фотографировать Беларусь и понял, что нет такой книги о Беларуси, которую я хотел бы кому-то подарить. Тогда у меня не было времени и возможности это все сделать. А сейчас у меня был творческий отпуск, я познакомился с Димой, и благодаря ему появилась эта книга.

Хотелось бы, чтобы люди ездили. У меня часто спрашивали «где сделана эта фотография?», и я делился координатами и странными картами. А сейчас это все можно посмотреть в книге и самим съездить и увидеть красивые места.


От редакции

Если вы уже ищете, где купить книгу, то у ребят солд-аут. Но это не беда, держите их Инстаграм. Давайте все равно писать и делать предзаказы — так, глядишь, появится второй тираж, и куточек Беларуси будет у каждого на полке, где бы он ни находился 🤍

06 декабря 2023
Поделиться
Еще парочка клевых статей
От немого кино до цифровой эпохи: развитие дизайна титров в кинематографе
От немого кино до цифровой эпохи: развитие дизайна титров в кинематографе
  • 23 ноября, 2023
От немого кино до цифровой эпохи: развитие дизайна титров в кинематографе О самой недооцененной части фильма
Глеб Заяц
Глеб Заяц
Глеб Заяц Директор
#212 • Белкульт, выходи за меня
#212 • Белкульт, выходи за меня
  • 13 февраля, 2023
#212 • Белкульт, выходи за меня Лэнд-арт Bazinato, акторы беларусской фотографии, плакаты Михаила Лычковского, стиль сельской жизни от Жанны Капустниковой, коллажи Каролины Поляковой, инициатива Art Yard, разговор с художником Алесем Родиным.