Инклюзивная коммуникация, или что не так с обращением «инвалид» и как тогда правильно

У 10% людей на Земле есть инвалидность. Это одно из самых многочисленных меньшинств на планете. Несмотря на это, в коммуникации бизнеса, государства и межличностном общении до сих пор встречаются некорректные обращения. В этой статье поговорим о том, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, когда вообще не стоит упоминать диагнозы и как это делать уместно.

Понятие «инвалидность» перестало быть в первую очередь медицинским, а стало социальным. Потому что больше всего возможности людей ограничивают не особенности их тела, а общество — барьерной средой и стереотипами.

Заметьте, часто инвалидность не требует медицинского вмешательства, но всегда требует безбарьерной окружающей среды, социальных условий, доступных ресурсов — и уважительного обращения на равных.

«Ой ну прекратите, это всего лишь слова»

Слова имеют значение. Они как основной способ коммуникации сильно влияют на окружающий нас мир и могут использоваться как для позитивного влияния на социальный контекст, так и для маргинализации «других» — пусть часто и неосознанно.

Например, феминитивы помогают подчеркнуть роль и присутствие женщин в различных сферах общества и так сделать их более видимыми. Слова «инвалид», «даун» и другая эйблистская лексика, напротив, создает стигму и сводит личность к одной характеристике.

Слова должны быть мостиком в коммуникации, а не «ярлыком», за которым не видно человека.

На мой взгляд, одна из главных проблем в теме инвалидности — это отсутствие видимости. Видимости нет по разным причинам, одна из них — непонимание, а как правильно общаться: из-за того, что мы боимся быть некорректными и неэтичными, тема избегается и замалчивается, а люди с инвалидностью исчезают из повестки бизнеса и социума в целом.

«Окей, как тогда правильно?»

Если нет необходимости — не делайте акцент на диагнозе

Иногда упоминать особенности и потребности человека вообще не нужно. Они не определяют его личность и поэтому не всегда важны в коммуникации. Поэтому перед тем, как сказать что-либо, подумайте, насколько упоминание диагнозов обосновано и уместно.

Проверочный вопрос: решит ли упоминание особенностей или потребностей человека задачу вашей коммуникации?

Давайте на примерах.

🥴 Ищем слепых для вычитки текста, набранного шрифтом Брайля.

👌 Ищем людей, которые могут прочитать текст, набранный шрифтом Брайля.

Почему так: важно не то, есть ли у человека какие-либо нарушения, а обладает ли он нужными для вас навыками. На этом лучше и концентрироваться.

🥴 Спектакль могут посетить глухие.

👌 На спектакле будет работать переводчица жестового языка.

Почему так: гораздо важнее показать возможность, а не упоминать диагнозы — тем более так некорректно.

🥴 Здание доступно для колясочников.

👌 В здании широкие дверные проемы и широкие лифты, а вход — без ступеней.

Почему так: кайф инклюзивной среды в том, что она хороша для всех. Доступное здание удобно не только для людей, которые передвигаются на колясках, но и для мам с детьми. Такой вот эффект скошенного бордюра.

🥴 Сделать заказ могут и глухонемые.

👌 В приложении кафе есть возможность сделать заказ в чате.

Почему так: тут тоже важнее не диагноз упомянуть, а сосредоточиться на возможностях — которые полезны не только людям с нарушением слуха.

🥴

👌

Почему так

Ищем слепых для вычитки текста, набранного шрифтом Брайля.

Ищем людей, которые могут прочитать текст, набранный шрифтом Брайля.

Важно не то, есть ли у человека какие-либо нарушения, а обладает ли он нужными для вас навыками. На этом лучше и концентрироваться.

Спектакль могут посетить глухие.

На спектакле будет работать переводчица жестового языка.

Гораздо важнее показать возможность, а не упоминать диагнозы — тем более так некорректно.

Здание доступно для колясочников.

В здании широкие дверные проемы и широкие лифты, а вход — без ступеней.

Кайф инклюзивной среды в том, что она хороша для всех. Доступное здание удобно не только для людей, которые передвигаются на колясках, но и для мам с детьми. Такой вот эффект скошенного бордюра.

Сделать заказ могут и глухонемые.

В приложении кафе есть возможность сделать заказ в чате.

Тут тоже важнее не диагноз упомянуть, а сосредоточиться на возможностях — которые полезны не только людям с нарушением слуха.

Не упоминать не значит игнорировать. 

Часто гораздо эмпатичнее и заботливее будет не указывать на диагнозы, а сосредоточиться на способах помощи, навыках или потребностях человека.

Когда говорить об особенностях здоровья нужно

Когда вам требуется объяснить ограничения или возможности среды или продукта. Например, вам нужно сказать, что товары подходят для людей с целиакией (непереносимостью глютена) или диабетом. В этих случаях без упоминания диагноза, вы теряете информативность, поэтому оно уместно. Как это сделать корректно — дальше.

Используйте people-first language

Чтобы не заучивать все слова и ситуации, просто пользуйтесь таким правилом: помещайте в центр не инвалидность, а самого человека.

Сперва человек, а потом — физические или ментальные особенности. Если их упоминание необходимо.

Инвалидчеловек с инвалидностью,

колясочникчеловек, передвигающийся на коляске,

аутистчеловек с аутизмом,

дауненокребенок с синдромом Дауна,

слепойнезрячий или человек с нарушением зрения,

припадочныйчеловек с эпилепсией.

🥴

👌

инвалид

человек с инвалидностью

колясочник

человек, передвигающийся на коляске

аутист

человек с аутизмом

дауненок

ребенок с синдромом Дауна

слепой

незрячий или человек с нарушением зрения

припадочный

человек с эпилепсией

Почти все слова из первой колонки периодически можно услышать как оскорбления: «ты что слепой?», «что ты как инвалид?, «у тебя уже шизофрения», «у меня Альцгеймер». Еще и поэтому диагнозы отдельно лучше не употреблять, так как многие из них основываются на стереотипах (например, что человек с инвалидностью неумелый и беспомощный) и имеют негативную окраску.

Еще несколько рекомендаций

  1. Не нужно чрезмерной героизации и жалости в отношении человека с инвалидностью. Такие выражения, как «ты такой храбрый», «на твоем месте я бы не справился», «ты просто герой» часто звучат покровительственно, подчеркивают различие между людьми, «отличие» от общественной нормы и укрепляют стереотипы о людях с инвалидностью как о «жертвах» или «героях».
  2. Не используйте эвфемизмы болезней — «солнечные дети», «дети-бабочки», «люди-ангелы» и т. д. Эвфемизмы звучат снисходительно и уводят от прямых разговоров. Как будто инвалидность — это что-то то ли стыдное, то ли страшное, как Волан-де-Морт, имя которого лучше не произносить вслух.

Если я вас утомила длинными рекомендациями, то просто запомните, что обращаться к людям с инвалидностью нужно так же, как и к людям без инвалидности: равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства. При обращении ставьте человека в центр, а не его диагноз. А если возникнут сомнения, как лучше, то уточните напрямую, как человек хотел бы сам себя представить.

«Со словами понятно. Но я дизайнер, мне что делать?»

В области визуальной коммуникации дизайнер может влиять на среду очень сильно. Например, эмодзи — тоже часть коммуникации.

Эмодзи с людьми с инвалидностью появились в мессенджерах только в 2019 году. До этого дизайнерам сначала на глаза попадались вампиры, джины, русалки, посейдоны и прочие волшебники. Звучит как шутка, но так и есть.

Я тоже видела волшебников и зомби чаще, чем людей с инвалидностью. А потом уехала жить в Нидерланды и у меня случился шок: «На улицах столько людей на колясках! Почему так много?». Потом я поняла, что в Беларуси их не меньше, но барьерная среда и неинклюзивное общество лишают их видимости и возможности интегрироваться. Поэтому многие люди, которые передвигаются на коляске, предпочитают сидеть дома — как моя соседка, которая не выходила на улицу почти 8 лет, так как сначала все никак не могли установить пандус в подъезде, а потом она привыкла и так жить.

А вот вампиры и зомби вовсю окружают нас в фильмах, рекламе и других медиа. Поэтому неудивительно, что они для нас более привычны, чем человек с инвалидностью.

Еще пример не совсем по теме, но из соседней области и важный — обезоруживание смайлика с пистолетом.

Обезоруживание пистолета как символа насилия говорит о намерении соответствовать определенным культурным нормам и ценностям. Интересно, что Microsoft стала последним из ведущих поставщиков смайлов, который заменил изображение пистолета игрушкой

Еще важные примеры визуальной коммуникации.

Так сейчас выглядит международный символ доступности.

Поскольку утвержденный символ транслирует пассивность и подчеркивает стереотип, что человек в кресле — это что-то объектное, неподвижное и пассивное, в последнее время начали использовать неофициальный символ — на нем человеку добавили движения.

Стало лучше, но у обоих знаков все равно есть два недостатка:

  • они акцентируют внимание на конкретной инвалидности (а она очень широкая) и не сообщают о доступности пространства для людей с другими нарушениями;
  • они маркируют человека, хотя маркироваться должна среда, а не человек. Это среда ограничена, это среда недоступна или доступна, а не человек.

Знак доступности должен не разделять людей и не маркировать их, а показывать доступность пространства. По сути, эволюция отношения к инвалидности должна быть такой же, как и эволюция этих знаков:

Инвалид → человек с инвалидностью → человек в доступной среде
Новый символ доступности, предложенный украинской студией «Урбанина»

В мире будущего инклюзивная среда будет создаваться по умолчанию. И маркироваться будет не человек и не та среда, которая доступна (как это мы делаем сейчас), а та — которая недоступна.

Сейчас станции метро, доступные для людей, которые передвигаются на колясках, обозначаются соответствующей иконкой. В метро будущего будет наоборот. Наличие лифта в метро будет стандартом, и маркироваться будут те станции, на которых его нет. На изображении — фрагмент схемы минского метро 2030, которую сделал основатель Райта Саша Ревяко

В будущем все автобусы будут низкопольные, на всех концертах будут работать переводчики жестового языка, все аудио будут содержать субтитры, туалеты в кафе будут широкими и среда в целом будет безбарьерной. Этого пока нет, но к этому важно стремиться и на это важно влиять — тем более пространство воздействия каждого на культуру и социум огромное. Начать можно с того, чтобы задуматься: а какие слова и картинки мы используем и что транслируем в общении.

В завершение хочу поделиться двумя видео: как переводчица жестового языка Justina Miles переводит выступление Рианны на Суперкубке и как без жалости и ненужного драматизма, а с достоинством и простотой Apple рассказывает о своих технологиях, которые помогают человеку включиться в активную социальную жизнь наравне со всеми.

🤍

20 февраля 2024
Поделиться
Еще парочка клевых статей
Как сделать текст (и не только) доступным
Как сделать текст (и не только) доступным
  • 17 января, 2024
Как сделать текст (и не только) доступным Магия вне Хогвартса
Антонина Гарновская
Антонина Гарновская
Антонина Гарновская Редактор
Как выйти за пределы прямоугольника и перестать абьюзить людей плохими устройствами самообслуживания
Как выйти за пределы прямоугольника и перестать абьюзить людей плохими устройствами самообслуживания
  • 19 декабря, 2023
Как выйти за пределы прямоугольника и перестать абьюзить людей плохими устройствами самообслуживания Как сделать интерфейс, который не взорвет пользователя от злости
Александр Ревяко
Александр Ревяко
Александр Ревяко Арт-директор всея Райта