Инклюзивная коммуникация, или что не так с обращением «инвалид» и как тогда правильно
У 10% людей на Земле есть инвалидность. Это одно из самых многочисленных меньшинств на планете. Несмотря на это, в коммуникации бизнеса, государства и межличностном общении до сих пор встречаются некорректные обращения. В этой статье поговорим о том, как правильно обращаться к людям с инвалидностью, когда вообще не стоит упоминать диагнозы и как это делать уместно.
Понятие «инвалидность» перестало быть в первую очередь медицинским, а стало социальным. Потому что больше всего возможности людей ограничивают не особенности их тела, а общество — барьерной средой и стереотипами.
Заметьте, часто инвалидность не требует медицинского вмешательства, но всегда требует безбарьерной окружающей среды, социальных условий, доступных ресурсов — и уважительного обращения на равных.
В Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью написано, что «инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
«Ой ну прекратите, это всего лишь слова»
Слова имеют значение. Они как основной способ коммуникации сильно влияют на окружающий нас мир и могут использоваться как для позитивного влияния на социальный контекст, так и для маргинализации «других» — пусть часто и неосознанно.
Например, феминитивы помогают подчеркнуть роль и присутствие женщин в различных сферах общества и так сделать их более видимыми. Слова «инвалид», «даун» и другая эйблистская лексика, напротив, создает стигму и сводит личность к одной характеристике.
Слова должны быть мостиком в коммуникации, а не «ярлыком», за которым не видно человека.
На мой взгляд, одна из главных проблем в теме инвалидности — это отсутствие видимости. Видимости нет по разным причинам, одна из них — непонимание, а как правильно общаться: из-за того, что мы боимся быть некорректными и неэтичными, тема избегается и замалчивается, а люди с инвалидностью исчезают из повестки бизнеса и социума в целом.
«Окей, как тогда правильно?»
Если нет необходимости — не делайте акцент на диагнозе
Иногда упоминать особенности и потребности человека вообще не нужно. Они не определяют его личность и поэтому не всегда важны в коммуникации. Поэтому перед тем, как сказать что-либо, подумайте, насколько упоминание диагнозов обосновано и уместно.
Проверочный вопрос: решит ли упоминание особенностей или потребностей человека задачу вашей коммуникации?
Давайте на примерах.
Не упоминать не значит игнорировать.
Часто гораздо эмпатичнее и заботливее будет не указывать на диагнозы, а сосредоточиться на способах помощи, навыках или потребностях человека.
Когда говорить об особенностях здоровья нужно
Когда вам требуется объяснить ограничения или возможности среды или продукта. Например, вам нужно сказать, что товары подходят для людей с целиакией (непереносимостью глютена) или диабетом. В этих случаях без упоминания диагноза, вы теряете информативность, поэтому оно уместно. Как это сделать корректно — дальше.
Используйте people-first language
Чтобы не заучивать все слова и ситуации, просто пользуйтесь таким правилом: помещайте в центр не инвалидность, а самого человека.
Сперва человек, а потом — физические или ментальные особенности. Если их упоминание необходимо.
Почти все слова из первой колонки периодически можно услышать как оскорбления: «ты что слепой?», «что ты как инвалид?, «у тебя уже шизофрения», «у меня Альцгеймер». Еще и поэтому диагнозы отдельно лучше не употреблять, так как многие из них основываются на стереотипах (например, что человек с инвалидностью неумелый и беспомощный) и имеют негативную окраску.
Еще несколько рекомендаций
- Не нужно чрезмерной героизации и жалости в отношении человека с инвалидностью. Такие выражения, как «ты такой храбрый», «на твоем месте я бы не справился», «ты просто герой» часто звучат покровительственно, подчеркивают различие между людьми, «отличие» от общественной нормы и укрепляют стереотипы о людях с инвалидностью как о «жертвах» или «героях».
- Не используйте эвфемизмы болезней — «солнечные дети», «дети-бабочки», «люди-ангелы» и т. д. Эвфемизмы звучат снисходительно и уводят от прямых разговоров. Как будто инвалидность — это что-то то ли стыдное, то ли страшное, как Волан-де-Морт, имя которого лучше не произносить вслух.
Если я вас утомила длинными рекомендациями, то просто запомните, что обращаться к людям с инвалидностью нужно так же, как и к людям без инвалидности: равноправно, без снисходительности, опеки и покровительства. При обращении ставьте человека в центр, а не его диагноз. А если возникнут сомнения, как лучше, то уточните напрямую, как человек хотел бы сам себя представить.
«Со словами понятно. Но я дизайнер, мне что делать?»
В области визуальной коммуникации дизайнер может влиять на среду очень сильно. Например, эмодзи — тоже часть коммуникации.
Эмодзи с людьми с инвалидностью появились в мессенджерах только в 2019 году. До этого дизайнерам сначала на глаза попадались вампиры, джины, русалки, посейдоны и прочие волшебники. Звучит как шутка, но так и есть.
Я тоже видела волшебников и зомби чаще, чем людей с инвалидностью. А потом уехала жить в Нидерланды и у меня случился шок: «На улицах столько людей на колясках! Почему так много?». Потом я поняла, что в Беларуси их не меньше, но барьерная среда и неинклюзивное общество лишают их видимости и возможности интегрироваться. Поэтому многие люди, которые передвигаются на коляске, предпочитают сидеть дома — как моя соседка, которая не выходила на улицу почти 8 лет, так как сначала все никак не могли установить пандус в подъезде, а потом она привыкла и так жить.
А вот вампиры и зомби вовсю окружают нас в фильмах, рекламе и других медиа. Поэтому неудивительно, что они для нас более привычны, чем человек с инвалидностью.
Еще пример не совсем по теме, но из соседней области и важный — обезоруживание смайлика с пистолетом.
Еще важные примеры визуальной коммуникации.
Поскольку утвержденный символ транслирует пассивность и подчеркивает стереотип, что человек в кресле — это что-то объектное, неподвижное и пассивное, в последнее время начали использовать неофициальный символ — на нем человеку добавили движения.
В мире будущего инклюзивная среда будет создаваться по умолчанию. И маркироваться будет не человек и не та среда, которая доступна (как это мы делаем сейчас), а та — которая недоступна.
🤍