Зачем регистрировать бренд, и какие есть нюансы

Как защитить свой бренд от взрослого и зубастого рынка конкуренции и по незнанию не обидеть другие бренды — рассказывают юристы патентного бюро «Гардиум».

А можно без регистрации?

Можно. По закону никто не обязывает регистрировать бренд. Но вот какие у этого последствия:

  • кто угодно может зарегистрировать бренд на себя. Придется долго судиться и, возможно, полностью отказаться от названия, в продвижение которого уже вложены время и деньги;
Некоторые составляющие компании, которые работают на бренд и которые можно потерять полностью или частично, если его не зарегистрировать
Некоторые составляющие компании, которые работают на бренд и которые можно потерять полностью или частично, если его не зарегистрировать
  • кто угодно может начать использовать такую же бренд-символику. Это повлечет репутационные риски. Представьте, вы продаете детские игрушки под брендом «Сказочный мир», а потом секс-шоп с таким же названием начинает активно рекламировать свои товары — как минимум, неловко получится;
  • крупные торговые сети и большинство маркетплейсов не пускают на витрину товары без товарных знаков;
  • компания, сама того не подозревая, может нарушать чужие права. Тогда ей грозит штраф от 400 базовых величин, даже если злого умысла не было;
  • без товарного знака не получится запустить франшизу.

Компании не нужно регистрировать товарный знак только в одном случае: если она работает под чужим брендом. Тогда ей нужно получить официальное разрешение у владельца товарного знака. В остальных случаях защищать свою интеллектуальную собственность необходимо для собственной же безопасности.

Что можно зарегистрировать как товарный знак

Товарные знаки можно принять к бухучету как нематериальный актив компании. Поэтому чем больше товарных знаков, тем выше капитализация. Регистрировать свою интеллектуальную собственность особенно выгодно для стартапов, которые могут показать, что у них есть активы и инвесторы увидят, что компания чего-то стоит.

В качестве товарного знака можно зарегистрировать любую бренд-символику

Все обозначения, по которым компанию или ее продукты узнают потребители, можно зарегистрировать как товарный знак.

Если у компании много продуктов, которые имеют разные названия и другие обозначения — каждое из них можно и нужно регистрировать отдельно. Так компания подтвердит права на эти продукты и никто другой не сможет использовать интеллектуальную собственность в своих целях.

Характеристики товарного знака, который зарегистрируют

  • уникальный — у конкурентов не должно быть таких же или очень похожих зарегистрированных товарных знаков;
  • имеет смысл — не получится зарегистрировать бессвязный набор символов;
  • не содержит государственную символику;
  • не нарушает морально-этические нормы и требования законов;
  • не содержит слова, которые напрямую относятся к деятельности компании — например, производитель обуви не сможет зарегистрировать слово «обувь»;
  • не содержит качественные прилагательные: «лучший», «хороший», «красивый» и подобные.

Чек-лист проверки бренда на возможность регистрации

Если обувной магазин выберет название «Обувь по сезону» — слово «обувь» будет неохраняемым элементом. В этом случае название целиком другие обувные магазины использовать не смогут, но слово «обувь» сможет взять себе в название любой конкурент.

В регистрации могут отказать не только в случае полного копирования чужого названия, но и если оно похоже на название конкурента.

То есть, если два названия пишутся по-разному, но на слух звучат одинаково — в регистрации, скорее всего, откажут. Такие требования нужны, чтобы не вводить в заблуждение потребителей.

Как проверить уникальность названия

  1. В Беларуси — на сайте патентного ведомства;
  2. в России — на сайте Гардиум;
  3. в мире — по базе Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Большинство сервисов по проверке показывают такие же и похожие обозначения, чтобы владелец бренда мог оценить возможность регистрации для себя.  

Если сервисы показали похожие на ваш товарные знаки — обратите внимание на классы МКТУ, в которых они зарегистрированы. Может быть, для вас угрозы нет. Например, вам нужен класс МКТУ 29 — «Растительные пищевые продукты», а бренд с похожим названием зарегистрирован в классе МКТУ 11 — «Устройства для получения тепла». Но такие сервисы не всегда показывают все похожие товарные знаки и не показывают заявки, которые уже поданы, но еще не прошли регистрацию. Поэтому гарантий, что патентное ведомство не найдет спорных обозначений, нет.

В любом случае заботьтесь о юридической чистоте вашего бренда, и в следующей статье мы пошагово расскажем о том, как происходит процедура регистрации товарного знака и что делать в случае отказа.

Еще парочка клевых статей
Вам нужен дизайнер, но не в штат. Так ли это — проверяем по чек-листу
Вам нужен дизайнер, но не в штат. Так ли это — проверяем по чек-листу
  • 14 июля, 2023
Вам нужен дизайнер, но не в штат. Так ли это — проверяем по чек-листу Красные флаги найма дизайнера в штат
Брендбук, который не украдет весь бюджет
Брендбук, который не украдет весь бюджет
  • 14 марта, 2023
Брендбук, который не украдет весь бюджет Увы, не все брендбуки чисты на руку.
Александр Ревяко
Александр Ревяко
Александр Ревяко Арт-директор всея Райта