Вам нужен дизайнер, но не в штат. Так ли это — проверяем по чек-листу

14 июля, 2023

За каждым пунктом в этой статье — примеры из жизни бизнесов, совершивших ошибку при найме дизайнера инхаус. Показываем красные флаги, которые сигналят, что это будет плохим решением и обернется потерей денег, просроченными тасками и слезами. И дизайнер будет не виноват. Как такое бывает?

Что-то вроде дисклеймера: 

  1. не можем отвечать за все дизайнерские аутстаффинг-команды, поэтому в статье говорим за себя — как в нашем представлении он работает и бережет нервы бизнесу,
  2. все нижеперечисленное актуально и для аутсорсинга.

Погнали.

Нет времени читать статью полностью? Выбирайте самое актуальное для вас.

1. У вас сложный отраслевой продукт

Сделать индустриальный интерфейс, маркетплейс, панель управления или мониторинга — не то же самое, что сделать wow-лендинг. Дизайнер, который не погружен в специфику бизнеса до уровня бизнес-процессов, не сделает годный интерфейс для пользователей, не угробив при этом полгода на изучение сферы. 

Портфолио с интерфейсами на Дриббле никогда не отражает способность дизайнера системно мыслить и понимать процессы компании. Выбирать дизайнера с сайтами часов и яхт в портфолио и надеяться, что он сделает интерфейс для логистической ERP — ошибка.

Думать, что он быстро разберется — фатальная ошибка.

Если вы производите медоборудование, разрабатываете картографический фреймворк или любой другой продукт, для понимания которого требуется нишевая экспертиза — вам нужен дизайнер с сопутствующим профилем. 

Аутстаффинг в этом случае — рабочее решение, так как позволяет не искать таких специалистов на рынке самостоятельно, что сложно, и не растить внутри компании, что долго. Чтобы вырастить специалиста, в компании должен быть достаточный штат и система обучения. Если штат дизайнеров всего 2-3 человека, выстроить такую систему практически нереально. Будьте готовы к тому, что это дорогая инвестиция на долгую перспективу.

2. Признайтесь, вы не умеете выбирать дизайнеров

Дизайн — это такая же дисциплина, как бизнес-анализ и разработка. В сфере множество компетенций и направлений, в которых дизайнеры бывают программистами, джунами, тимлидами, а то и принципал-дизайнерами (да, и такое есть). Для понимания уровня важно оценить компетенции, а не только знать, какими программами владеет специалист. Например, оценить навыки построения user-flow может только эксперт.

Критерий «нравится дизайн / не нравится» — ошибочный при выборе дизайнера, если целиться в решение бизнес-задач, а не в наведении красоты.

Чтобы отличить хорошего разработчика от плохого, нужен CTO, тимлид. Такая же история с дизайном: чтобы оценить в портфолио решение для сложного продукта, нужно глубоко погружаться в контекст и разбираться, как дизайнер подходил к задаче. Эта работа профильного специалиста, который умеет отличать настоящие проекты от учебных и проверять, они решают реальные задачи или просто украшают портфолио. 

В аутстаффинг-компаниях система квалификации специалистов поставлена на рельсы. В Райте это ассессмент — систематизированная методика, позволяющая оценивать реальные навыки дизайнеров и экспертизу и подбирать для каждого проекта профильного специалиста.

3. Вам нужно делать разное: от открыток до сайта

Типичная история: в компании один дизайнер в отделе маркетинга, и считается, что он и буклеты сверстает, и сайт разработает, и открытки нарисует, и Винду переустановит, и скажет, в какой цвет переговорку покрасить. Время от времени за ресурс этого специалиста устраивают дуэли соседние отделы, которым тоже нужно.

Правда в том, что дизайнер — неуниверсальный солдат. Видов дизайнеров столько, сколько насекомых в красной книге.

Коммуникационный дизайнер не соберет интерфейс, равно как UX/UI-дизайнер не справится с брендингом. Закрытие всех дизайнерских задач одним специалистом неизбежно приведет к просадке по времени и плохому качеству работы.

Аутстаффинг — это возможность широкого ресурса, и хоть универсального дизайнера по-прежнему не существует, на аутстаффинге его можно собрать. Например, вам нужно разработать приложение. Собираем:

4. Вы хотите иметь возможность менять дизайнера без чувства вины и волокиты с увольнением

Если вы нанимаете дизайнера в штат — ответственность больше, а исправить последствия неправильного выбора сложнее. Аутстаффинг дает право на ошибку и в случае чего помогает отделаться малой кровью, так как поменять специалиста можно быстро и без бумаг с круглыми печатями. 

Как происходит смена дизайнера в штате

Иннокентий не справляется → вы увольняете Иннокентия согласно ТК → возвращаетесь на рынок труда → ищите → отбираете → собеседуете → нанимаете → онбордите → 🤕.

Вы потеряли время на онбординг и несколько зарплат. Со следующим новеньким цикл повторится.

Как происходит смена дизайнера на аутстаффинге

Иннокентий не справляется → говорите менеджеру о том, что хотите поменять специалиста по определенным критериям → новый специалист в строю, а онбординг на стороне аутстаффинг-команды → 😎.

5. Вам нужно вчера

У вас горящие дедлайны, а за окном — отпуска, болезни, ретроградный Меркурий, стационарный Плутон, майские праздники и один дизайнер, за которого дерутся отделы. 

Плюс аутсаффинга в том, что можно взять специалиста и целую команду на резерв. Так, можно быть уверенным, что ничего не сгорит и когда тот самый «всякий пожарный» случится — команда подхватит.

Иметь команду про запас важно для нерегулярных задач: быстрого запуска новых направлений, встреч с инвесторами или ситуативного маркетинга, когда нужно быстро отреагировать на события на рынке.

Проверочный вопрос, который поможет понять, насколько этот кейс про вас:

Если вы не можете обеспечить дизайнеру системную (конвейерную) нагрузку по одному направлению, аутстаффинг — ваш вариант.

Через месяц-два задачи закончатся, а увольнять никого не придется, переключаться между фрилансерами — тоже. Перебиваться фрилансерским форматом можно, но это не всегда хорошо для проекта: переключение между разными исполнителями с разным уровнем ответственности и квалификации может привести к разрозненности решений, которые визуально рассыпят продукт.

6. Вам нужен свежий взгляд

Окей, с дизайнерами понятно: они у вас свои, проверенные, знают продукт, как свои пять пальцев и понимают вас с полуслова. Но вам кажется, что-то не так, а что — не понятно: то ли видения не хватает, то ли результаты какие-то стали пресные. Это значит, нужна экспертиза со стороны или более высокого уровня, чем знания инхаус-дизайнера. Это нормально.

Вам нужен эксперт, который сможет дать совет, понять, в чем проблема производства, и реализовать проект, в котором, вам кажется, вы безвылазно застряли. Это менторинг, построение дизайн-процессов, брендинг, нестандартные продуктовые или бизнес-задачи. Да, дизайн = бизнес.

Например, у вас материнский бизнес, под крылом которого находится несколько суббрендов, а вы собрались делать ребрендинг. Освежить лого — это одно, а навести порядок в архитектуре брендов, подружить продукты между собой, чтобы пользователи и сотрудники не путались — это уже задача со звездочкой. И прежде чем делать понятную задачу по редизайну, должна быть проделана большая работа по исследованию и разработке стратегии. Сформировать новое видение и дать бизнесу новое дыхание — с таким лучше справится внешняя команда.

Сюда же можно отнести аудит, когда привлеченный на аутстаффинг арт-директор с экспертизой в вашей нише проверяет интерфейс, ищет узкие места и дает рекомендации по их устранению и внедрению новых функций.

Такие специалисты не нужны в штате (это даже вредно), но их привлечение время от времени помогает скорректировать путь развития компании, получить экспертное мнение со стороны и незамыленный взгляд.

*Стартапы, аргумент для вас: наличие экспертного аудита поможет обосновать инвесторам получение финансирования.

7. Вы умеете считать деньги и риски 

Содержание дизайнера в штате — это:

Скрытые расходы помимо зарплаты

Лицензии на софт (Фигма, Адоб, шрифты, стоки, нейронки, файл-репозитории), налоги и ФСЗН, оборудование и его амортизация, аренда офиса, плюшки, затраты на найм, обучение.

Риски

В креативных профессиях муза непостоянна, а продакшить нужно каждый день. А еще дизайн — это постоянная работа с авторским правом и лицензионными материалами. Ответственность за образованность и культуру дизайнера в этой сфере на аутстаффинге несет аутстаффинг-компания. Дизайнер в штате? Значит, работодатель, то есть вы. Кто виноват, если дизайнер использовал картинку из интернетов, а потом на почту постучали юристы?

Дизайнер на аутстаффинге позволяет сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаться на возможные риски, HR- и операционные вопросы и избежать скрытых расходов.

И вообще:

Меряйте дизайнера не в зарплатах, а в пользе для бизнеса.

Какая разница, кто сколько получает, если не соотносить это с результатом: насколько конкретный дизайнер приносит пользу и насколько его содержание помогает бизнес-задачам, а не отвлекает от них.

8. Вы хотите сосредоточиться на бизнесе

Хороший дизайн — это лишь часть продукта. Красивая вывеска не решит проблему плохого сервисного обслуживания пьяными механиками СТО, а модный логотип не сделает еду вкусной. Помимо забот о дизайне у бизнеса есть куча других фундаментальных задач: сервис, отлаживание бизнес-процессов, продажи, маркетинг, найм сотрудников, бухгалтерия, поиск финансирования, общение с инвесторами и пользователями и т.д.

Поэтому вы должны решить, вы хотите заниматься дизайном или просто хотите, чтобы у вашего продукта был хороший дизайн.

Любой вариант ответа — ок, главное выбор должен быть осознанным. И если вы обнаруживаете себя в Фигме, двигающим кнопки или меняющим цвета вместо дизайнера — это точно по плану?

Если же вы нанимаете дизайнера как профессионала, чтобы тот решал дизайн-задачи, а вы — бизнес, тогда ваш выбор — аутстаффинг.

Еще парочка клевых статей
Брендбук, который не украдет весь бюджет
Брендбук, который не украдет весь бюджет
Брендбук, который не украдет весь бюджет

Увы, не все брендбуки чисты на руку.

Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию
Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию
Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию

Если коротко: думайте и не придумывайте.