Как зарегистрировать товарный знак в Беларуси

23 января, 2024

Товарные знаки в Беларуси регистрирует Национальный центр интеллектуальной собственности — НЦИС. Чтобы молодому бизнесу было проще съесть этого бюрократического слона и не подавиться, специалисты патентного бюро «Гардиум» рассказывают, что нужно делать — по шагам.

Как подать заявку — пошаговая инструкция

1. Проверьте бренд на уникальность

Самостоятельно или с помощью патентных поверенных проверьте, нет ли таких же или похожих зарегистрированных товарных знаков.

Если компания с выбранным вами названием уже существует — погодите выбирать новое: еще не значит, что вы не сможете так назваться. Возможно, она занимается другой деятельностью и зарегистрирована в других классах МКТУ (международной классификации товаров и услуг).

Компании с одинаковыми названиями могут дружно существовать на одном рынке, если предоставляют разные продукты и услуги

Туристическое агентство «Спутник»

Класс МКТУ: 39 — Туристические и транспортные услуги

Производитель электроники «Спутник»

Класс МКТУ: 09 — Электроника

Обе компании называются одинаково, но относятся к разным классам МКТУ из-за различной сферы деятельности. Они вполне могут существовать вместе, так как занимаются бизнесом в разных сегментах рынка и не спорят друг с другом.

Как вы уже поняли — важно, в каком классе зарегистрирован бренд. Отсюда — следующий шаг.

Составьте список классов МКТУ, по которым необходима регистрация

Подбор классов МКТУ – обязательная часть процедуры регистрации товарного знака.

По сути, МКТУ обеспечивает универсальный язык для классификации товаров и услуг и облегчает взаимодействие между бизнесом, правительственными органами и другими участниками экономики.

Подобрать МКТУ онлайн можно на сайте Гардиум. Классификация одна на весь мир.

Подробнее о классах МКТУ и о нюансах их подбора — в этом ролике

3. Рассчитайте госпошлину

Госпошлина зависит от количества классов. Патентная пошлина за регистрацию товарного знака в Беларуси уплачивается двумя частями:

Первая часть — при подаче заявки

1520 BYN + 200 BYN за каждый класс МКТУ свыше одного*;

Вторая часть — после прохождения проверок

760 BYN, вне зависимости от числа классов МКТУ*.

* Данные актуальны по состоянию на январь 2024 года.

4. Подготовьте документы

Составьте заявление по шаблону НЦИС. Приложите к нему:

  • обозначение вашего бренда, которое хотите зарегистрировать. На каждый товарный знак должна быть оформлена отдельная заявка.
  • квитанцию об оплате госпошлины,
  • доверенность — если заявление подает патентный поверенный.

Каждый документ, который вы прикрепляете к заявке, должен быть оформлен в виде отдельного файла в формате pdf.

5. Отправьте документы в НЦИС

Заявку на регистрацию товарного знака в Беларуси можно направить:

  • по почте,
  • электронно через сайт НЦИС, но портал открывается пока только через браузер Internet Explorer 🤡

Для электронной подачи нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) и пройти регистрацию на портале. Заявка формируется в виде электронного документа, подписанного цифровой подписью заявителя или его патентного поверенного. 

Проверяйте почту, которую указали при регистрации и отвечайте на телефонные звонки: патентное ведомство может прислать предварительный отказ, затребовать разъяснения или дополнительные документы. Дать ответ нужно в течение 6 месяцев.

💌 Заявка отправлена. Что потом и сколько ждать?

После поступления заявки на регистрацию документы проходят несколько ключевых стадий:

1. Предварительная экспертиза

Длится до 2 месяцев. На этом этапе проверяют документы и правильность их оформления. Если у НЦИС появятся замечания — их нужно решить в течение 3 месяцев.

2. Публикация сведений о заявке

Сведения публикуются в реестре НЦИС в течение 2 месяцев после предварительной экспертизы.

3. Основная экспертиза

Длится до 2 лет с момента принятия заявки к рассмотрению. В этот период проходит проверка самого обозначения.

4. Регистрация товарного знака в государственном реестре

Срок регистрации — 1 месяц от даты принятия решения по основной экспертизе и оплаты пошлины.

5. Выдача свидетельства

Свидетельство выдается в течение 1 месяца после регистрации в бумажном виде.

Регистрации товарного знака в Беларуси длится до 3 лет. Но вы можете попросить НЦИС ускорить ряд процедур после начала основной экспертизы. Тогда срок рассмотрения не должен превышать год. 

Срок действия товарного знака в Беларуси, и когда нужно его продлевать

Свидетельство о регистрации товарного знака выдается на 10 лет, начиная с даты приоритета.

Охрана вашего товарного знака начинается не со дня выдачи свидетельства, а с того дня, когда вы подали заявку на регистрацию.

Это важно помнить при продлении защиты бренда.

Продлевать правовую охрану товарного знака можно сколько угодно раз. Как правило, заявление на продление правовой охраны подается за год до истечения срока охраны, то есть, через 9 лет с даты приоритета.

Если не продлить правовую охрану товарного знака в течение полугода после ее прекращения — бренд может зарегистрировать на себя кто угодно.

Стоимость госпошлины за продление товарного знака — 2200 BYN*.

* Данные актуальны по состоянию на январь 2024 года.

Что делать в случае отказа в регистрации товарного знака

Причина отказа

Решение

Документы составлены неверно или сумма госпошлины рассчитана неверно

отправьте верные документы в НЦИС, и регистрация продолжится.

Обозначение не уникально или не соответствует требованиям закона, но вы с этим не согласны

отправьте в НЦИС развернутый ответ — письмо-обоснование. В нем приведите убедительные доводы, почему регистрация возможна. Часто это срабатывает. Если НЦИС прислал отказ и на письмо-обоснование, а вы все равно считаете, что вердикт ведомства ошибочен, решение можно обжаловать в суде по интеллектуальным правам.

Обозначение не уникально: НЦИС нашел такой же товарный знак у конкурентов с датой приоритета раньше

попробуйте договориться с правообладателем. Получите у него письмо-согласие, что он не против вашей регистрации или разрешает использовать свой товарный знак на определенных условиях. Во втором случае вы получите право пользования его брендом, а своей регистрации не будет.

Если ни один из вариантов выше не сработал, внесите изменения в обозначение. Они могут быть несущественными. Но в таком случае заявку на регистрацию нужно будет подавать заново и госпошлину платить тоже. При отказе в регистрации госпошлину не возвращают.

Отвечать на письма НЦИС нужно не дольше 6 месяцев. Иначе обжаловать отказ вряд ли получится: должны быть весомые доводы, почему ответить на письмо было невозможно в течение полугода.

Что делать в случае отказа в регистрации товарного знака

НЦИС может отказать в регистрации, если:

  • документы составлены неверно;
  • сумма госпошлины рассчитана неверно;
  • обозначение не уникально;
  • обозначение не соответствует требованиям закона.

В случае документальных вопросов и неточностей с госпошлиной можно направить верные документы в НЦИС и регистрация продолжится. Но это займет время. А если проблемы с самим обозначением — нужно разбираться в ситуации.

Вы считаете, что обозначение соответствует требованиям закона и уникально, а решение НЦИС об отказе ошибочно → можно направить в НЦИС развернутый ответ — письмо-обоснование. В нем привести убедительные доводы, почему регистрация возможна. Часто это срабатывает.

НЦИС прислал отказ и на письмо-обоснование, а вы все равно считаете, что вердикт ведомства ошибочен → решение можно обжаловать в суде по интеллектуальным правам.

НЦИС нашел такой же товарный знак у конкурентов с датой приоритета раньше → можно попробовать договориться с правообладателем. Получите у него письмо-согласие, что он не против вашей регистрации или разрешает использовать свой товарный знак на определенных условиях. Во втором случае вы получите право пользования его брендом, а своей регистрации не будет.

Ни один из вариантов выше не сработал → можно внести изменения в обозначение. Они могут быть несущественными, но в таком случае заявку на регистрацию нужно будет подавать заново и госпошлину платить тоже. При отказе в регистрации госпошлину не возвращают.

Отвечать на письма НЦИС нужно не дольше 6 месяцев. Иначе обжаловать отказ вряд ли получится: должны быть весомые доводы, почему ответить на письмо было невозможно в течение полугода.

Как защитить товарный знак на международном уровне

Вне стран ЕАЭС зарегистрированные обозначения называются не товарный знак, а торговая марка. Их регистрируют отдельно в каждой стране, где компания ведет свою деятельность и хочет защитить свои интересы.

Регистрировать товарный знак в других странах можно только с помощью патентных поверенных, имеющих соответствующее разрешение. Но для этого сначала нужно зарегистрировать товарный знак в своей стране, и только потом подавать международную заявку.

Есть несколько вариантов, как зарегистрировать свой бренд в других странах:

  1. По странам ЕАЭС действует упрощенная и ускоренная система регистрации товарных знаков.
  2. По странам ЕС можно регистрировать торговые марки по Мадридской системе через ВОИС — всемирная организация интеллектуальной собственности. В «одно окно» подаются документы на все нужные страны, и ВОИС самостоятельно распределяет их по патентным ведомствам каждой страны. За услуги ВОИС уплачивается отдельная госпошлина, плюс нужно правильно рассчитать патентные пошлины за регистрацию в каждой стране.
  3. В любую страну можно подать заявку на регистрацию отдельно через патентных поверенных той страны.

Важно помнить, что система регистрации и сумма госпошлины в разных странах отличаются. Лучше взаимодействовать с патентными поверенными страны, где вы хотите зарегистрировать торговую марку. Это обеспечит большую безопасность и поможет избежать проблем в регистрации.

Еще парочка клевых статей
Зачем регистрировать бренд, и какие есть нюансы
Зачем регистрировать бренд, и какие есть нюансы
Зачем регистрировать бренд, и какие есть нюансы

О защите бренда от темных сил

Стереотипы о бренде, и почему его нужно создавать даже, если вы маленькие и скромные
Стереотипы о бренде, и почему его нужно создавать даже, если вы маленькие и скромные
Стереотипы о бренде, и почему его нужно создавать даже, если вы маленькие и скромные

Без кейсов компаний с шестизначными бюджетами на рекламу