Как по-дизайнерски откликнуться на вакансию
Внутри этой статьи не будет откровения или чек-листа, по которому проверил резюме и отклик — все, получил работу мечты. Принципы, которые я упоминаю, — базовая гигиена для любого дизайнера. Все, что ему нужно — всегда думать как дизайнер.
Учитывайте контекст поиска
От ручки двери до поиска работы — это все UX. В интерфейсах дизайнер строит CJM и учитывает, в какой ситуации человек смотрит и нажимает на кнопки: он сфокусирован, лениво тупит в экран, переключается между вкладок или в режиме ахтунга делает все одновременно. В отклике на вакансию лежат такие же принципы.
Если человек будет заниматься UX-дизайном профессионально, то он должен держать в голове, что его действия — это UX-исследование работодателя. По сути, дизайнер выстраивает отношения с человеком, который занимается отбором кандидатов. Для этого он должен учитывать, в какой ситуации проходит поиск, и в зависимости от этого действовать дальше.
Активный поиск
Пассивный поиск
Что происходит
Валится по 50 откликов за день по всем каналам: почта, hh.ru, чатра сайта, личная почта арт-директора и мессенджеры с просьбой: «А посмотри моего знакомого».
Что писать и прикреплять
Куда писать
Сначала смотрите, есть ли страница вакансий на сайте. Если да — вероятно, там же и форма, или специальный имейл для откликов. Всегда найдутся способы получше, чем просто чатра сайта.
Активный поиск
Что происходит
Что писать и прикреплять
Куда писать
Пассивный поиск
Что происходит
Что писать и прикреплять
Куда писать
Сначала смотрите, есть ли страница вакансий на сайте. Если да — вероятно, там же и форма, или специальный имейл для откликов. Всегда найдутся способы получше, чем просто чатра сайта.
Делайте с заботой
В откликах работодатель — это пользователь. Ему должно быть удобно сделать свое целевое действие — найти и выбрать человека, который поможет решать задачи.
Обычно мы просим кандидатов откликаться на rabota.by (по-русски — hh.ru). Нам так удобно, потому что это работа на долгосрочную перспективу. Люди остаются на платформе, обновляют информацию о работе и опыте. Если сложить их в отдельную папочку или добавить в избранное — вообще не потеряются. Сейчас откажем, а потом вернемся и предложим работу. И все это с историей взаимоотношений с кандидатом. Скорее всего, некоторые поплюются чуть из-за платформы, но все равно придут, если хотят работать. Это тоже фильтр.
Но иногда дизайнеры все равно пишут на почту, потому что «Личное письмо круче, адреснее и вообще, я знаком с арт-директором через 4 рукопожатия!». Но такие отклики хуже работают: их легче потерять и сложнее обрабатывать, особенно при активном поиске.
До писем добираешься в последнюю очередь, уже уставшим и побитым всеми этими словами и портфелями. Поэтому от писем хочется настоящей заботы: на почту ведь вы не просто так пишете. Но часто при просмотре писем в голове два вопроса: «И это пишет UX/UI-дизайнер?» и «Что мне теперь с этим делать?».
Истории про плохую подачу портфолио, архивы .rar на 700 МБ и предложение скачать чуть ли не через Торрент — это правда. Вместо заботы, в письмах часто резюме картинкой или пдфкой. И хорошо, если есть еще какие-то ссылки в теле письма.
Давайте посмотрим, сколько действий понадобится, чтобы просто открыть портфолио дизайнера из резюме-пдфки:
Ссылки в теле письма + пдф
Пдф со ссылками внутри
Пдф без проставленных ссылок
Письмо без ссылок + резюме картинкой
Открыл письмо → посмотрел на картинку → постарался найти ссылку на портфолио → запомнил урл → ввел в браузере → перепроверил → пошел смотреть
6 дней работы,
если на каждого кандидата тратить по 5 минут. И это одна открытая вакансия с откликами меньше сотни
Не занимайтесь украшательством
Сразу показывайте портфолио
Самое главное у дизайнера — результат, то есть портфолио. Так он показывает, что умеет делать. Поэтому по дизайнерам отбор простой: идешь в портфолио, смотришь проекты и классифицируешь. Но иногда найти ссылку — это квест после рассказа о сложных буднях дизайнера и клиентах-мудаках. Такие письма обычно остаются вообще без ответа.
Мы не редакция, которая разбирает письма читателей. В дизайн-сфере отбор в первую очередь по профессиональным признакам, поэтому сразу нужно понимать мыслит ли кандидат по-дизайнерски или нет. Простой способ: «вот линк — посмотрите, что я сделал». После этого понятно, имеет ли смысл продолжать разговор. Особенно, если речь идет о наборе мидла или сеньора.
Самое главное у дизайнера — результат. Он показывает, что он может сотворить. Поэтому важное — вверх
Самое главное у дизайнера — результат. Он показывает, что он может сотворить. Поэтому важное — вверх
Пишите по делу
Если диз бомбит обезличенной рассылкой по всем вакансиям, значит ему все равно, куда пойти работать
Не надо длинных полотнищ
Письмо от дизайнера должно легко охватываться одним взглядом. В таком случае выигрывают те, кто пишет емко: прочитал по диагонали, нашел портфолио — ушел смотреть.
Абзац — оптимальный объем текста, который помогает заинтересовать. Дизайнер должен понимать, как дать всю интересную информацию для человека, который видит его впервые.
Не пишите и рассказов о сложной жизни
Когда люди в первом абзаце начинают жаловаться на компанию, в которой работают, или рассказывают, что ищут лучшей жизни, — пожалуйста, это не к нам. Такие кандидаты не проходят банальную проверку на адекватность.
Мы ищем тех, кто будет решать вместе с нами задачи. Жить вместе долго и счастливо тоже хотим, но в совокупности с задачами.
Не дублируйте свои скиллы
Не нужно описывать свои скиллы: это и так все найдется в резюме. Но некоторые моменты можно и уточнить. Например, вы знаете, как все пейджи одного fig-файла объединить в один или умеете работать с переменными в Иллюстраторе.
Не хороните себя фразами о некомпетентности
Не нужно лишний раз писать, что ты ничего не умеешь, жизнь ничтожна, а попугай сдох
Не нужно лишний раз писать, что ты ничего не умеешь, жизнь ничтожна, а попугай сдох
Молодец, вступление хорошее
Это не имеет смысла. Раз откликнулся, это и так понятно
Не слишком важная часть: скиллы можно пойти и посмотреть.
Окей — возможно, про Яндекс.Метрику интересно
Самое полезное, что есть в этом отклике. Лучше поставить ссылку где-то вверху: к середине себя можно закопать формулировками
Это фейл. Такие фразы читают, как «Я ничтожество. Вы меня не берите, но почитайте о моих страданиях». Непонятно, зачем себя так унижать
Привет, Райт!
Вакансия серьезная, описание веселое!
Меня зовут XXXTentacion.
Вакансия в вашей компании показалась мне очень и очень интересной.
Коротко обо мне (официальная версия):
В дизайне уже 2,5 года. Начинал с простого графического дизайна: афиши, баннеры, корпоративные презентации. Сейчас претендую на позицию веб/ux/ui- дизайнера. Профессионально работаю в Figma, Adobe XD, Zeplin, Adobe Photoshop и других необходимых для работы графических редакторах. Работа по гайдлайнам, использование модульных сеток, выстраивание CJM, обоснованность UX и UI решений, работа с Я.Метрикой.
Помимо технического мастерства, могу взаимодействовать с отделами IT и другими дизайнерами.
От макетов и прототипирования до лендингов и сложных многостраничных сайтов.
Готов к тестовым заданиям.
Ссылка на портфолио: *ссылка*
Резюме: *ссылка*
На чистоту:
Сомневаюсь, что мои компетенции подходят для данной вакансии, но я ознакомился с вакансией и компанией в целом. Мне очень понравилась ваша корпоративная культура, атмосфера и те задачи, что Вы выполняете.
Я бы хотел поработать с Вами в качестве джуна или стажера. Может быть для меня найдется место.
Буду благодарен, за уделенное время моему резюме.
Такие письма очень плохо работают. Конечно, в первую очередь портфолио, а дальше — текст, но софт скиллы у кандидата иногда важнее хардов.
Вот пример хорошего письма. Слава, привет!
Приятно, по делу и тонко. Даже спустя три года после этого письма хочется пообщаться с автором и узнать, а что там у него интересного еще.
Если дизайнер не умеет думать как дизайнер в процессе поиска работы, то это и не дизайнер вовсе
Статья выпущена при поддержке:
- редактора Ксюши, которая из обрывков сложила цельные мысли;
- арт-директора Леши Синкевича и его внимательности к деталям;
- Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.