Биодизайн, или уроки у природы — Райт

Биодизайн, или уроки у природы

Как человечество и другие виды, вроде шелкопрядов, могут сотрудничать в строительстве объектов и зданий? И главное — остаться при этом живыми*.

Проект Silk Pavilion II — это попытка показать, как можно иначе. Павильон, созданный с помощью тысяч шелкопрядов, которых направляли роботы — пример того, как в будущем можно строить архитектуру вместе с живыми организмами, делая их соавторами, а не просто сырьем.

Исследователи создали легкий каркас из нитей, напечатанный на 3D-принтере, и разместили на нем 17 000 шелкопрядов — строго в определенных местах. Насекомые начали плести шелк, постепенно покрывая конструкцию. Их поведение частично контролировали с помощью света, температуры и потоков воздуха, направляя процесс так, чтобы шелк появлялся там, где нужно.
Эксперимент по изучению поведения шелкопряда под воздействием света
Silk Pavilion II на экспозиции Material Ecology в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Термитники как эталон пассивного охлаждения

В Хараре, столице Зимбабве, очень жарко. Обычно в таких местах офисные здания требуют мощных кондиционеров — а это и дорого, и неэкологично. Архитектору Мику Пирсу хотелось придумать, как охладить здание в южной части африканского континента, и сделать это без кондиционеров и огромных счетов за электричество.

Мик стал искать решение в природе — и вдохновился… термитами. Да-да, теми самыми, что строят огромные глиняные башни. Эти термитники внутри всегда держат стабильную температуру, даже если снаружи пекло.

©Wikipedia / Автор: Telestis Scaevinius

Мик Пирс применил ту же идею в своем здании Eastgate: вместо кондиционеров он использовал пассивную систему вентиляции и спроектировал здание так, чтобы холодный воздух поступал с нижних уровней, постепенно поднимался вверх и вытеснял теплый — как в термитнике.

Это сработало! Энергопотребление здания снизилось примерно на 90% по сравнению с аналогами, а внутри — всегда комфортная температура.

Eastgate Centre, Хараре, Зимбабве. Источник

Мицелий и объекты, которые растут сами

На Бехансе уже полно проектов, как дизайнеры делают из мицелия упаковку, обувь и мебель. Этот грибной биоматериал — один из самых перспективных в биодизайне, потому что его не производят, а выращивают. Он легкий, прочный и биоразлагаемый.

Основой для него служит мицелий — корневая система грибов, которая прорастает в органической массе (например, опилках, шелухе зерна, кофейной гуще) и которую можно «вырастить» в нужной форме.

Обувь из мицелия
Кресло Mycelium на выставке в центре Помпиду

Сегодня мицелий все активнее используют и в архитектуре.

Один из самых популярных и масштабных проектов в этом плане — The Growing Pavilion в Нидерландах, представленный на Dutch Design Week. Его стены выросли за несколько недель из мицелия, древесных отходов, льна и других природных компонентов.

Это классный пример того, как архитектура может быть частью природы, и как работать не только с природой как формой, но и с природой как процессом.

The Growing Pavilion (Нидерланды)

Бабочки и создание плазмонных красок

Крылья бабочек кажутся нам яркими и разноцветными, хотя на самом деле на них нет никакой краски. Их цвет создается не химией, а физикой: не за счет пигментов, а благодаря особой структуре чешуек, где свет отражается и преломляется на уровне наночастиц.

Вдохновившись этим явлением, ученые разработали плазмонные краски. Они тоже не содержат пигментов, а состоят из крошечных металлических частиц. За счет их формы, размера и расположения можно «настроить» любой яркий цвет. Такие краски не выцветают, не вредны и могут служить почти вечно.

Так, например, чтобы покрасить самолет Boeing 747 такой краской, понадобилось бы всего 1,5 кг — вместо 500 кг обычной.

Плазмонная краска на крылья металлических бабочек, которые и вдохновили на исследование

06 мая 2025
Поделиться
Еще парочка клевых дайджестов
#251 • Театр начинается с дизайна
#251 • Театр начинается с дизайна
  • 10 февраля, 2025
#251 • Театр начинается с дизайна Театральные работы дизайн-студии Violaine & Jeremy, Пола Шер и ее интерпретация «Гамлета», лендинг про авангард в театре XX века, театральные работы Бакста, как строился Сиднейский оперный театр, видеоремейк единственного спектакля Кандинского, фантастический город режиссеров.
#247 • Как взаимодействовать с природой по-дизайнерски
#247 • Как взаимодействовать с природой по-дизайнерски
  • 27 августа, 2024
#247 • Как взаимодействовать с природой по-дизайнерски Кто проживает вдоль реки, как «лесной оркестр» сохраняет память о беларусских артистах, плетеные скульптуры, которые обнимают дома, подслушанная у природы музыка, «Спиральная дамба» как символа ленд-арта, зин о языческом лесе в современном городе, красивый лендинг о ракушках и их влиянии.