(Не)детский дайджест

18 июня, 2024

Исследование детского дизайна XX века

Выставка «Century of the Child: Growing by Design, 1900–2000» — первая масштабная попытка исследовать пересечения детей и дизайна: в игрушках и играх, мебели и интерьере детских комнат, игровых площадках и архитектуре школ, политической пропаганде и городском планировании.

Выставка «Century of the Child: Growing by Design, 1900-2000»
Installation view of the exhibition «Century of the Child: Growing by Design, 1900-2000»

В выставке поднимается важный аспект темы детства: как со временем меняется к нему отношение и как детское перестают считать чем-то несерьезным, что не заслуживает внимания.

Из-за чего дети были относительно невидимы в дизайне 20-го века? Во-первых, дело в наслоении сентиментальности и тревоги взрослых обо всем, что связано с детьми — что препятствует бесстрастному и критическому анализу. Во-вторых — дело в нашем глубоко укоренившемся восприятии детского как менее значимого — чего-то несерьезного, домашнего, праздного и без измеримых результатов.

Juliet Kinchin and Aidan O’Connor

Из каталога к выставке «Century of the Child: Growing by Design, 1900-2000»

Учебные материалы, 1920-е годы
Самокат Skippy-Racer, 1933

Стереотипное восприятие детей как чувственных и интуитивных существ не вяжется с критическим дискурсом рациональности, который окружает «героическую» модернистскую архитектуру. Но с появлением постмодернистских и психоаналитических подходов к академическим исследованиям, начиная с 1970-х годов, многие инновации в детском дизайне начали привлекать критическое внимание, которого они заслуживают, особенно в отношении комиксов, анимации и видеоигр — новых типов продуктов, изначально разработанных для молодежи, но вскоре подхваченных взрослыми и художниками в авангардных визуальных практиках.

Juliet Kinchin and Aidan O’Connor

Из каталога к выставке «Century of the Child: Growing by Design, 1900-2000»

Дизайн детской комнаты, 1903

Дети помогают нам быть посредниками между идеалом и реальностью. Их природа побуждает нас мыслить гибко, инклюзивно и творчески. Благодаря детям можно проследить нити, которые связали разрозненные и противоречивые тенденции в дизайне — от комиксов до архитектуры и городского планирования.

Juliet Kinchin and Aidan O’Connor

Из каталога к выставке «Century of the Child: Growing by Design, 1900-2000»

Геопарк, Норвегия, 2011
Густав Климт. Надежда, II, 1907
Джон Хантер. День, когда дети наконец взяли верх, 1969

Детская книга об изучении себя через данные вокруг — от дизайнерки Pentagram

«Это я и только я» — это книжка Giorgia Lupi для детей (и взрослых!), которая показывает, как все, что мы наблюдаем в окружающем мире, рассказывает нам, кем мы являемся внутри.

⁣⁣Книга помогает замечать, что делает нас счастливыми, грустными или взволнованными; увидеть, что заставляет нас и наших друзей смеяться; обнаружить, что все мы видим звезды на небе, но запоминаем их по-своему. Эта книга помогает внимательнее присмотреться к тому, что мы замечаем в мире — и, следовательно, в себе.

Я всегда хотела перевести гуманизм данных во что-то доступное для молодых людей и особенно детей, чтобы они начали понимать, что такое данные и как внимание к миру приводит к прекрасным открытиям.

Giorgia Lupi

Дизайнерка и авторка книги

Главный герой книги сначала появляется в виде пустого круга. Но наблюдая за тем, как он себя чувствует, что замечает в течение дня, как занимается любимым делом и общается с друзьями, у персонажа развиваются визуальные особенности: красочные символы, которые являются уникальными только для него.

Эволюция анимации в мультиках Pixar

История о том, как новые миры и персонажи Pixar создавали новые технические проблемы и как студия их решала и так выходила на новый уровень в анимации — через работу с затенением, эффектами полупрозрачности, имитацией ткани и меха, движением мышц у персонажей и другим.

«Долой натянутые улыбки» — подумал английский McDonald’s и временно убрал улыбку с коробки Хэппи Мил. Вместо этого бренд сделал наклейки с разными эмоциями, чтобы каждый ребенок смог сам выбрать наклейку под свое настроение. Отличный пример легализации разных чувств и эмоций и напоминание о том, что ребенок имеет право быть неудобным, грустным и злым.

Рекламный ролик основан на результатах исследования, которое показало, что 48% британских подростков испытывают постоянное эмоциональное и психологическое давление, заставляющее их казаться радостными

Мультфильмы Студии Гибли — еще один классный пример разговора с детьми и уважительного подхода к этому диалогу. В то время, как Дисней рисовал пластмассовых принцесс, команда Миядзаки уже вовсю смело обращалась к таким «взрослым» темам, как защита окружающей среды, отношения человечества с природой, пацифизм, феминизм. Режиссер считает, что детей важно знакомить с этими идеями — и они поймут, если их правильно преподнести.

Миядзаки рисует вот такие раскадровки для своих работ, которые Гибли называет «эконтом». Эконт представляет собой комбинацию раскадровки и сценария, полное меню фильма, служившее основой для его создания. Посмотреть раскадровки «Мальчика и цапли»

В этот раз изучаем, как проходила работа над последним мультфильмом Студии и делимся интервью с ключевым художником — Акихико Ямасита.

Моя работа заключается не в том, чтобы правильно рисовать предметы. Скорее — в том, чтобы найти хорошие способы их преобразования. Нельзя просто рисовать, воспроизводя вещи такими, какие они есть. Если вы это сделаете, вы больше ничего не выразите. Всегда необходимо в какой-то степени изгибать формы, чтобы сделать движение богаче. Например, чьи-то щеки, одежду и даже машины. Люди могут подумать, что, поскольку это металл, он не может менять форму. Но как аниматор я всегда ищу новые способы изменить форму каждой мелочи.

Акихико Ямасита

Художник Гибли

В макете Акихико Ямаситы можно увидеть пометку о том, как цветок должен прогнуться под тяжестью капель крови
Еще парочка клевых дайджестов
Визуализируем данные без аффирмаций
Визуализируем данные без аффирмаций
Визуализируем данные без аффирмаций

Как с помощью цвета управлять вниманием зрителя, работы беларусского дизайнера инфографики Игоря Яновского, интерактивная репродукция учебника геометрии Оливера Бирна 1847 года, работы пионеров картографии, победительница конкурса инфографики, кейс визуализации исторических данных, бесплатный мини-инструмент для создания очаровательной диаграммы с птичкой.

Мультфильмы, которые обнимают и держат за руку. Авторский дайджест Алены Змитер
Мультфильмы, которые обнимают и держат за руку. Авторский дайджест Алены Змитер
Мультфильмы, которые обнимают и держат за руку. Авторский дайджест Алены Змитер

«Элементарно», «Легенда о волках», «Эрнест и Селестина. Новые приключения», «Железобетон», «Даже мыши попадают в рай», «Этот дом», «Клаус»