Ищем светлое в «Ночном дозоре» Рембрандта

28 января, 2021

Люди стоят на темном фоне, но на самом деле переворачивают представление о создании групповых портретов в XVII веке. Разобрались, какие приемы, детали и символы до сих пор делают картину интересной для изучения.

Советуем открыть картину в ооооочень большом разрешении и изучать детали на компьютере или планшете.

История создания

Рембрандт написал картину по заказу одного из стрелковых обществ Амстердама. Такие организации в XVII в. защищали город от внешних врагов и обеспечивали порядок внутри. В обществах служили люди со средним и высоким достатком, потому что членам стрелковых рот было необходимо самим заботиться о своем вооружении.

В стрелковых ротах существовала традиция заказывать групповой портрет членов роты. Естественно, милиционеры оплачивали картины из своего кармана. Работу могли оплачивать разными долями, и художники размещали на переднем плане людей, заплативших бо́льшую сумму.

К 1639 г. стрелковое общество построило новую штаб-квартиру и поручило нескольким художникам написать групповые портреты рот. Рембрандту картину заказали 16 милиционеров из второго округа Амстердама: капитан Кок, лейтенант Рёйтенбюрх и четырнадцать подчинённых. Художнику заплатили 1600 гульденов, и каждый человек позировал художнику лично.

Работа была готова через три года, и в 1642 г. её разместили в большом зале штаб-квартиры общества рядом с другими портретами.

Визуализация размещения картин в стрелковом клубе

Примерно через семьдесят лет картину переместили в Амстердамскую ратушу, где она находилась до оккупации Нидерландов Наполеоном. Во время наполеоновской оккупации «Ночной дозор» перемещали с места на место. В 1885 г. картину перевезли в новой художественный музей Рейксмюсеум (нидерл. Rijksmuseum), где она заняла главное место в экспозиции. В начале Второй мировой войны картину законсервировали и спрятали, а после войны вернули в музей, где она выставляется по сей день.

1600 гульденов

стоила картина. Это в 2 раза дороже, чем заплатили бы обычному мастеру

Почему картина стала «Ночным дозором»

Оригинальное название картины Рембрандта: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Название получилось описательным: как увидел, так и назвал.

Название «Ночной дозор» появилось по ошибке через 200 лет после создания картины, за это время лак успел потемнеть. К тому моменту, как интерес к «золотому веку» голландских художников стал набирать обороты, и без того темная картина стала восприниматься «ночной».

В 1947 г. во время реставрации сняли потемневший лак, и обнаружилось, что действие картины происходит днём. Позже исследователи определили реальное место в городе, а по светотеневому рисунку и примерное время — два часа дня.

Однако название «Ночной дозор» так и закрепилось за картиной, будем использовать его и далее.

«De compagnie van kapitein Frans Banninck Cocq en luitenant Willem van Ruytenburgh maakt zich gereed om uit te marcheren» на нидерландском.

В чём уникальность картины

Рембрандт использует несколько приёмов, выделяющих «Ночной дозор» среди других работ современников.

Художник изображает капитана Кока, отдающего приказ на выступление своей роты. Первым бросается в глаза количество людей, их много. Кроме 16 милиционеров, Рембрандт дописывает ещё 18 (восем-над-цать) человек, чтобы лучше передать атмосферу, символизм сюжета и потому что он так видит.

Другие детали менее очевидные без понимания контекста. Посмотрите на фрагменты других групповых портретов и сравните с «Дозором». Картины написаны современниками Рембрандта и находились рядом с «Ночным дозором» в штаб-квартире стрелкового общества.

🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔🤔
🐰🐰🐰👧🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰🐰

Оплатившие и пририсованные

Предыдущая
Следующая

На своей картине Рембрандт передаёт динамику и глубину. Герои «Дозора» находятся в движении, художник как будто «заморозил» момент.

Рассмотрите картину внимательнее: капитан Кок вытянул в приказе руку вперёд, сзади знаменосец расправляет флаг, мушкетёры заряжаю и стреляют (внимание за шляпу лейтенанта Рёйтенбюрга), барабанщик отбивает дробь.

Картина выполнена в низком ключе, и светом автор выделяет важные фигуры. Больше всего внимание уделяется главным персонажам: капитану Коку, лейтенанту и девочке — их замечаешь в первую очередь.

Ещё один приём — детализация. Ей художник разделяет планы. Главные герои хорошо детализированы, их хочется рассматривать.

А теперь сравните сцену с примерами выше. На других картинах персонажи стоят и сидят в спокойных позах. Движения практически нет, портреты максимально статичны. Равномерное освещение и детализация не дают взгляду зацепиться за что-либо — все лица одинаковые.

Есть несколько версий, как отнеслись к картине заказчики. По одной версии, заказчики были недовольны работой — из-за «непрошенной» массовки и низкой детализации большинства заказчиков. По этой версии, после написания Рембрандт не получает больших заказов, разоряется и умирает. Его хоронят на общественном кладбище.

По второй версии, заказчики хорошо восприняли работу. Однако из-за смерти жены и дочерей, художник впадает в депрессию, не берёт коммерческих заказов, разоряется, умирает и его хоронят на общественном кладбище. В пользу этой версии говорит акварельный рисунок картины в семейном альбоме Кока и заказанная в 1642 г. у Геттера Люденса копия картины.

Тем не менее, о новаторстве и значимости Рембрандта и «Ночному Дозора» заговорили позже, через 200 лет после написания.

Акварельный рисунок из семейного альбома капитана Кока

Символы и смыслы

Кроме новаторской техники написания, Рембрандт поработал и над смысловой составляющей. Он добавил несколько символов, которые заставляют картину «играть новыми красками». Часть символов «лежит на поверхности» и их можно объяснить однозначно. А часть — предположения искусствоведов с учётом исторических и культурных контекстов. И, порой, эти предположения противоречивы.
Предыдущая
Следующая

Тень от руки капитана Кока обрамляет герб Амстердама, который вышит на костюме лейтенанта Рёйтенбюрга, что символизирует защиту города военными обществами.

Герб Амстердама

Девочка за капитаном Коком — одна из главных героинь картины — является символом отряда. На поясе у девочки символы стрелкового общества — тушка курицы и пистолет.

Есть гипотеза, что Рембрандт изобразил образ дочери. В 1638 г. у художника рождается и умирает дочь. Через несколько лет, уже во время написания картины, судьба наносит ему двойной удар: рождается и вновь скоропостижно умирает вторая дочь, а через месяц — жена. Однако эта гипотеза основана на предположениях, а не на достоверных данных.

Logo Club opt@2x

Логотип стрелкового общества Амстердама

В стрелковых обществах мушкетёры были основной ударной силой (логично, ага). В трёх фигурах, слева направо, художник изображает основные операции в обращении с мушкетом. Мушкетер слева заряжает оружие, центральный прицеливается и стреляет, а правый чистит оружие.

Позже исследователи выяснят, что Рембрандт подсмотрел стойки мушкетёров в руководстве по оружию.

Обратите внимание на центрального стрелка: на его шлеме изображён дубовый венок — символ победы. А выстрел, искры, пороховой дым спрятаны за перьями лейтенанта Рёйтенбюрга.

Факты и приключения

Чем больше известность, тем больше людей тратит время на изучение истории. Так вышло и с «Ночным дозором», который к текущему времени оброс исследованиями, историями и гипотезами.

До нашего времени дошла не полная версия картины. В 1750 г. картину перевезли в городскую ратушу и обрезали части картины, чтобы она поместилась на новом месте. Да-да, в XVIII веке с картинами никто не церемонился(

На нескольких сохранившихся копиях можно увидеть, что было изображено по краям картины.

Однако размеры даже «сокращённого» оригинала впечатляют: 4,3 × 3,6 метра. Фигуры капитана и лейтенанта нарисованы практически в полный рост.

Транспортировка картины, 1898 г.
Сравните размер картины и рост носильщиков

В скором времени после создания «Дозора» на арке был дорисован щит. На щите перечислены те самые шестнадцать милиционеров, которые заплатили Рембрандту за картину.

Кстати, имена милиционеров стали известны только после реставрации 1947 г., когда с картины сняли потемневший лак и надписи стали читаемыми. А вот на копии картины щита ещё нет (см. выше).

Копия картины без щита

Предыдущая
Следующая

Из-за облезшей краски можно увидеть первоначальное положение барабанной палочки .

В 2019 г. началось самое масштабное исследование «Ночного дозора»: картину отсканировали в большом разрешении и просветили в разных спектрах.

Когда картину просканировали на содержание железа, обнаружили перо на шлеме, которое Рембрандт впоследствии зарисовал.

Предыдущая
Следующая

Возможно, художник изобразил на картине себя. В чертах угадывается сходство с персонажа с автопортретами Рембрандта.

Малый автопортрет Рембрандта в венском Музее истории искусств

На картину несколько раз нападали. В 1911 г. «Ночной дозор» получает удар ножом. В 1975 г. картина принимает на себя ещё несколько ножевых ударов. Урон по картине не проходит бесследно: сейчас можно заметить следы от порезов, несмотря на реставрацию.

В 1990г. картину обливают кислотой, однако в этот раз лак предотвращает повреждения.

Предыдущая
Следующая

На ступеньке под ногой девочки внимательный глаз заметит надпись — «Рембрандт 1642». Именно с неё и начнётся мировая слава картины.

Подпись привлекает внимание к забытой в городской ратуше картине во время реставрации. Немногим позднее эксперты подтвердят авторство Рембрандта, картина получит название «Ночной дозор» из-за потемневшего лака, а художник станет национальным героем Голландии через 200 лет после создания «Выступления стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».

Автор текста и верстка
Александр Бохан

Иллюстрации для соцсетей
Марк Жигман

 

Редактор
Иван Швец

 

Поделиться