Сергей Шалак: «Беспроблемных электросамокатов на рынке нет, поэтому я сделал свой»

5 мая, 2021
Kraken — мощный электросамокат для любителей погонять с разгоном до 80 км/ч, весом 50 кг и мощностью в 6000 Вт. Его спроектировал Сергей Шалак — белорусский инженер-конструктор.

Мы прикоснулись к проекту: помогли с промдизайном и брендированием. После запуска пообщались с Сергеем и узнали, стоит ли проектировать свой самокат, сколько времени это займет и какие сложности будут в процессе.

Кажется, сконструировать свой самокат — это вау, для обычных людей почти за гранью достижимого. Это ваш первый проект, или вы что-то еще проектировали?

По первому образованию я инженер-конструктор, 2 года отработал в этой области. За это время участвовал в трех коммерческих проектах: во всех вел разработку от концепции до постановки на производство. Оттуда интерес и любовь к конструированию.

По мелочи проектировал детали и кузова для электромоделей и печатал на 3D-принтере; делал тюнинг для самокатов: различные упоры, держатели фар и другие детали. Многое — для себя. Но Кракен — самый масштабный и сложный проект, который от идеи до металла был реализован мной. Не без помощи людей, с которыми познакомился в работе над проектом.

Сейчас я занимаюсь консалтингом для производственных компаний, а до этого 10 лет работал в IT. Но периодически накатывает ностальгия — хочется смены деятельности: все иногда надоедает. Тогда я сажусь и что-нибудь конструирую.

Kraken — самокат, который от идеи до металла был реализован мной

Kraken — самокат, который от идеи до металла был реализован мной

Как давно вы задумали спроектировать свой самокат? Что стало отправной точкой?

Три года назад я захотел купить обычный самокат, даже начал изучать предложения. По частным объявлениям нашел новый, но не сошлись по цене. Из электросамокатов тогда на рынке был Xiaomi 365 и еще несколько моделей. Я не решился его приобрести: слишком маленький и медленный.

Через год, в 2019-м, начался бум: появились различные варианты. Я выбрал себе Mercane WideWheel, который спроектировали корейцы с производством в Китае. Самокат классный по дизайну, но качество подвело: через месяц выездов сломался шток крепления передней подвески. Деталь пришла только к концу сезона, а я рассчитывал кататься весь — так себе ощущение. Поэтому я начал выбирать новый.

Осень того же года потратил на изучение рынка и в январе купил Dualtron Spider. Покатался месяц, сходу ничего не сломалось — это радовало. Но по отзывам других пользователей в нем было много проблемных мест, внезапно что-то могло сломаться и у меня, — это несколько беспокоило.

В этот же период знакомился с другими самокатчиками: общались, делились опытом эксплуатации и возникающими проблемами. Для понимания что еще есть на рынке катался на разных моделях: Ultron, Halten, Dualtron, Xiaomi, Kugoo. Оказалось, что нет у нас беспроблемных решений. И даже высокая стоимость не гарантирует высокого качества.

Поломки на модели Mercane

Катаясь все больше на самокате и совершенствуя навык катания, уже хотелось чего-то более мощного и большего размера. В этот момент появились мысли сделать свой самокат, который за вменяемые деньги будет доставлять удовольствие от езды.

Можно же взять готовый самокат и затюнить его. Почему нет?

Делать доработку в изделии, на которое нет оригинальной проектной документации, намного сложнее, чем с нуля.

Одна из причин, почему я решил сделать самокат сам — не нашел беспроблемных решений среди доступных на рынке. Вторая — у любого самоката есть гарантия, и доработки — автоматическая потеря гарантии. Поэтому заниматься доработками в дорогом продукте не лучшая идея.

Но люди вынуждены заниматься тюнингом: купить нормальный продукт сложно. Из моделей, которые продаются в СНГ, могу назвать только Dualtron X2 за $5.000. Он не требует доработок, если человек определенного роста и комплекции, остальные — нужно дорабатывать.

Может быть множество проблем: из-за неподходящего материала что-то отваливается, загибается; может сорвать винты или выламывает отдельные элементы конструкции.

Продукты продаются массово, а поломки носят непредсказуемый характер — это пугает. За стоимость самоката с последующим тюнингом можно спроектировать свой и спокойно кататься

Продукты продаются массово, а поломки носят непредсказуемый характер — это пугает. За стоимость самоката с последующим тюнингом можно спроектировать свой и спокойно кататься

Когда я изучал тему кастомных решений, на одном из форумов нашел интересный проект в Сочи. Человек взял донора [Самокат, из которого берут отдельные запчасти. — Прим. редакции] и дорабатывал отдельные узлы. Но в итоге все равно сделал самокат с нуля: переделки отнимали много сил и энергии, но не давали нужного результата. 

Бурное обсуждение этого проекта вдохновляло, и я тоже решил делать сразу с нуля. В апреле 2020 года начал накидывать варианты видения самоката.

Кракен еще без брендирования, но уже ездит

Получается, прошел всего год с тех пор, как вы задумали сделать свой самокат и до сборки и брендирования?

Получается, да. К июню были наброски и рабочий конструктив, но дизайна не было совсем.

Изначально я решил: хочу мощный и тяжелый самокат. Сама идея сделать такой самокат накладывала ограничения на отдельные элементы конструкции и его внешний вид.

Но хотелось, чтобы самокат был не просто мощным, но и приятно выглядел. Поэтому обратился к Саше Ревяко с запросом представить и оформить самокат.

Эскиз, который спроектировал сам. С ним пришел в Райт

«Сергей пришел с запросом на логотип для Кракена и пожеланиями как-то стилизовать технологические отверстия для облегчения конструкции. Мы переубедили, что идентичность для такого объекта лежит не в лого, а в самом внешнем виде продукта, то есть в промдизайне. Для этого я пригласил в проект Игоря Соловьева — белорусского промдизайнера»

Саша Ревяко
Знает тех, кто знает
Первые эскизы проекта:

Эскизы прорабатывали в две итерации. Во второй — дорабатывали выбранный вариант, упрощали узлы, чтобы учесть ограничения производства

Дальше была конструкторская разработка, уже более детальная, с проработкой всех нюансов, элементов крепления, расстановкой крепежа. Последнее было самым мучительным.

А почему назвали Kraken?

Хотелось что-то запоминающееся, чтобы вызывало трепет. В голову пришла мифологическая тематика. Как я и хотел, самокат получился брутальным, поэтому название отражает его суть. Внешним видом он должен был привлекать к себе внимание, без технических подробностей.

После брендирования самокат выглядит как транспорт из вселенной киберпанка

Из брутальных самокатов есть, например, Ultron, Halten: они дорогие и тяжелые — по 60-65 кг. Но с точки зрения дизайна они не очень. Kraken выглядит так, как нужно. Но мы не сразу пришли к такому внешнему виду. В некоторых элементах, например, в подвеске, было отдельно по три версии до разработки оптимальной конструкции, чтобы она стабильно вела себя и на больших скоростях без демпферов.

Основной акцент при разработке — надежность, чтобы не беспокоиться во время езды даже по пересеченной местности

Основной акцент при разработке — надежность, чтобы не беспокоиться во время езды даже по пересеченной местности

Расскажите подробнее, как получилось добиться надежности в самокате.

Основной критерий при проектировании — сделать надежный самокат, который не требует особого обслуживания. Раз в год можно заглянуть под крышку деки [Платформа, на которой стоят во время езды. — Прим. редакции], на всякий случай проверить и подтянуть винты: они могут раскручиваться от вибрации и больших нагрузок. Это базовые вещи, которые нужно делать в любом самокате.

Мне хотелось, чтобы в самокате не было слабых и нересурсных узлов [Элементы конструкции со слабыми эксплуатационными характеристиками. — Прим. редакции], которые от малейших нагрузок выходят из строя и требуют периодической замены. Расходники: пыльники или тормозные колодок — по мере износа нужно менять. Но все остальное, что касается железа и конструктива, должно быть надежным. И не просто для выездов по городу, но и в эксплуатации по пересеченной местности. Выезжать на мототрек и прыгать 5-метровые трамплины — это другая крайность. так делать не нужно. Но с базовыми вещами вроде лесных дорожек или гористой местности самокат должен справляться легко.

Еще один важный момент в самокате, дорогой и ресурсный — батарея, которая у многих через год-два выходит из строя. Обычно производители на ней экономят. В Кракене я уделил батарее особое внимание: она собрана из дорогих элементов с ресурсом, в 4 раза превышающих ресурс стандартных литий-ионных элементов формата 18650 или 21700. Из них собирается 95% батарей для самокатов. Так что, и эта проблема решена с точки зрения надежности и количества циклов заряда-разряда.

А с какими фичами вы долго возились и сильно заморачивались?

У меня есть небольшой список, давайте по нему пройдемся.

Фиксатор

Этот маленький элемент защищает ось мотора от проворота в рычаге. Мощность большая, а рычаги из алюминия. Теоретически, в них при резких моментах старта ось может провернуться, и тогда самокат уже не сможет ехать.
Фиксатор в самокате Кракен выполнен из стали

Разъемы

В Кракене все сделано на разъемах. Например, перегорела фара — ее можно быстро заменить: разобрал, отцепил и поставил новую. В массовом производстве обычно все на пайке: что-то сломалось, взял паяльник и развлекаешься.

Все элементы, которые становятся на самокат быстросъемные. Вообще не нужен паяльник, чтобы внутри что-то отсоединить.
Отверстия достаточно маленькие и их много. Поэтому я долго подбирал разъемы, которые позволяли бы пропустить их в отверстия вместе с проводами

Места под стяжки

Первое, что сами пазы эти есть на рычагах, чтобы стяжка торчала не по низу рычага, а пряталась, и здесь получалась такая плоская поверхность. Обычно на самокатах никто не заморачивается с этим и так не делает.

В самокатах Кракен стяжка спрятана под рычагом

Когда ты летишь по лесу, а стяжка торчит под рычагом, то дернул или зацепился за дерево, проскользил — стяжка порвалась. Тогда провод от мотора может попасть в тормозной диск и перетереться. В результате мотор замыкает, колесо резко блокируется и человек улетает. Батарею с мотором, скорее всего, придется менять.

Второе — предусмотрены отверстия под стяжки для крепления проводов на рулевом механизме.

Оси крепления подвески

Вот ось подвески, она зажимается гайками. Одну гайку открутить — не проблема. Которая хуже держится — первая откручивается и снимается. Вторую гайку открутить проблематично, т.к. она уже вращается вместе с осью в подшипниках.

Чтобы не делать по старинке — когда плоскогубцами зажимаешь ось, все это дерешь, краска слезает — я сделал специальные лыски на оси. Так, ее можно зафиксировать гаечным ключом и быстро открутить гайку. Такого на самом деле я вообще не видел, чтобы кто-то делал, ни в одном самокате.

Подножка

Никто на своих кастомных решениях подножки не делает. Это, кажется, простая деталь, но даже она состоит из 7 элементов. Подножка может регулироваться по высоте, и это удобное решение.

Крылья

Почти в каждом обзоре на новые самокаты встречается комментарий: «О, опять сделали самокат! Все классно, только крыльев нет». Мне тоже так написали, когда я показывал тестовый образец. Когда базовые испытания закончились, дошли руки и до крыльев: потратил на их разработку месяц. Были разные варианты и конфигурации, а затем еще 3D-печать, поскольку самокат несерийный, и испытания.

Проектировал так, чтобы крылья максимально защищали и во владельца ничего не летело, но при этом еще и дополняли образ самоката.

Переднее крыло печаталось 24 часа, а заднее — 15, хотя скорость печати была высокой

Переднее крыло печаталось 24 часа, а заднее — 15, хотя скорость печати была высокой

Дека

Дека широкая, 31 см: на ней уверенно стоишь двумя ногами. Так удобнее передвигаться и контролировать самокат при резких ускорениях. Внутри деки размещается емкая батарея.

Батарея и зарядка

Выбору элементов для сборки батареи было уделено особое внимание, т.к. это один из самых нагружаемых компонентов самоката и самый дорогой. Моторы с высокой мощностью просто не смогут реализовать весь свой потенциал, если батарея не будет выдавать необходимые токи.

Поэтому батарея была собрана из самых современных на рынке призматических элементов с химией NMC. Она состоит всего из 16 ячеек высокой емкости со стандартной токоотдачей в 100-150 ампер и пиковой в 350 ампер.

Емкость батареи составляет 50 ампер-час, номинальное напряжение 60 В, что в 1,5–2 раза превышает емкость батарей большинства самокатов на рынке.

Небольшой факт для примера: чтобы собрать батарею такой же емкости на стандартных литий-ионных аккумуляторах формата 18650, емкостью 2,5 ампер-час понадобилось бы 320 элементов.

Для зарядки батареи выведено 2 разъема, что позволяет использовать два недорогих зарядных устройства, например по 5 ампер каждый — вместо одного дорого. Для полной зарядки в этом случае понадобится всего 5 часов. Если же использовать более дорогое зарядное устройство, например, на 25 ампер, то батарея зарядится всего за 2 часа. Только не применяйте подобную зарядку на обычных серийных самокатах, в них, как правило, ток заряда не должен превышать 10 ампер, т.к. используемые в них для контроля заряда и батареи платы BMS не рассчитаны на такие токи.

Что было самым трудным в процессе проектирования самоката?

Два элемента, которые вызвали больше всего сложностей: передняя подвеска с ее геометрией и механизм складывания рулевой стойки.

Первая сложность — передняя подвеска. Ее пришлось проектировать методом проб и ошибок. Я консультировался на форумах с экспертами, которые детально расписывали работу подвески, влияние трейла, рейка, выноса. Издали самокат похож на мотоцикл или велосипед, и с точки зрения построения передней подвески у них есть общие элементы. Но если отталкиваться от их конструктива и переносить на самокат, то все работает иначе из-за привода: в велосипеде и мотоцикле привод на одно заднее колесо, а в самокате — полный.

Когда появляется второе ведущее колесо, вся передняя подвеска и рулевой механизм начинают вести себя по-другому. И никто толком не мог объяснить, как это должно работать и как это правильно проектировать.

Первые видео на Ютуб-канале были как раз о разных вариантах подвески. В первом варианте подвески на скорости более 50 км/ч и при торможении руль начинало болтать в руках. Это опасно при управлении самокатом: можно легко улететь через руль, особенно если поверхность не гладкая

Ушло много времени, чтобы изучить всю информацию. Некоторые гипотезы не подтвердились, поэтому приходилось переделывать после реальных испытаний. Наверное, это самая крупная доработка, где пришлось переделать больше всего элементов в подвеске.

Виртуальные испытания на прочность конструкции

После доработки самокат стал вести себя стабильно при разгоне и торможении, вплоть до своих максимальных скоростей — с тяговыми моторами это до 80 км/ч. Причем не требуется никаких дополнительных элементов, типа демпферов [Конструкция для смягчения колебаний. — Прим. редакции].

Второй сложный и больной момент на всех самокатах — механизм складывания рулевой стойки. Это место, где больше всего нагрузок и люфтов. Многие производители по-разному это решают: в разных местах делают элементы сложения.

Я сделал складывание именно самой рулевой стойки без поднятия колеса или другого элемента. Но над самим механизмом крепления стойки в разложенном состоянии пришлось поработать — было три или четыре варианта. Сейчас механизм обеспечивает нужные параметры и  выполняет функции, которые на него возложены. Но с точки зрения удобства использования нужно еще потестировать.

Самокат собирается за 1 минуту

Скорость 80 км/ч кажется опасной для езды на самокате. Это же ответственность за жизнь и здоровье людей. Они ведь будут кататься на том, что вы спроектировали.

Это глубокий философский вопрос. Поскольку с точки зрения безопасности и надежности самоката все вопросы предусмотрены и решены, то остается другая сторона — понимание самого пользователя, чем он владеет, и ответственность с его стороны.

Ко всем в голову не залезешь, но я не собирался продавать самокат людям определенного возраста или людям, после общения с которыми у меня сложится впечатление, что они немного безбашенные и будут вытворять какую-то дичь.

Например, я думаю, что не стоит продавать такие мощные самокаты людям минимум лет до 24–25: опасно неокрепшим умам давать такую технику. Конечно, с точки зрения законодательства у нас нет никаких ограничений, но есть моральная составляющая. 

Я целенаправленно готов отказать, если понимаю, что рано. Подрасти, поумней и приходи потом или иди в другое место покупать. Не знаю, насколько это моральная ответственность перед обществом, но я уделяю большое внимание вопросу безопасности.

Тяжелый и мощный самокат — это не игрушка, поэтому нужно правильно пользоваться. Водители сдают на права и соблюдают правила. Здесь тоже должны быть правила

Тяжелый и мощный самокат — это не игрушка, поэтому нужно правильно пользоваться. Водители сдают на права и соблюдают правила. Здесь тоже должны быть правила

*Надевает шапку критика* А что если никто никогда не закажет у вас самокат?

Конечно, я хотел сделать хороший продукт и продавать его хорошим людям. Если кто-то захочет заказать себе такой же — срок изготовления займет 2–3 месяца. Основное время занимает доставка элементов для батареи.

Но даже если сейчас заказов не будет — на этом этапе я доволен результатом. Когда начинаешь заниматься новыми проектами, вокруг появляются разные интересные люди. В частности, с этим проектом. С Александром Ревяко я знаком давно, и он планку держит, и это классно. Мне очень нравится его подход к дизайну.

При производстве обзвонил много компаний и в итоге нашел людей, которые вдохновились проектом. Ребята поддерживали и делали работу со скидкой, поэтому только материалы закупал по полной стоимости. А иногда вообще бесплатно: например, у меня так было с покраской и наклейками. Я предлагал рассказать о компании у себя на канале, но они отказались и просто решили помочь. Оказывается, что так много неравнодушных людей.

Радует, что у нас есть правильные компании, цель которых не просто бабло рубить, но и поддерживать интересные проекты и людей

Радует, что у нас есть правильные компании, цель которых не просто бабло рубить, но и поддерживать интересные проекты и людей

Каким было первое впечатление, когда вы собрали самокат?

О, оно поехало! *смеется*

Не то чтобы я так сильно удивлен или взбудоражен тем, что это все поехало — это было неизбежно. Я много всяких вещей за жизнь сделал. Мне больше нравится, что я вот все-таки езжу на нем и мне нравится ездить. Я удовольствие получаю именно от эксплуатации. Я добился того, чего хотел!

Подписывайтесь на Kraken в Ютубе или Фейсбуке, чтобы следить за развитием проекта. 😉

Интервьюер и редактор
Ксения Жидель

Фотограф
Евгений Белодед

Арт-директор всего сущего
Александр Ревяко

Редактор-свежий-глаз
Евгения Борисевич

Промышленный дизайнер
Игорь Соловьев

Арт-директор по айдентике
Андрей Дедковский

Еще парочка клевых статей
BMW продолжает эксперименты
BMW продолжает эксперименты
BMW продолжает эксперименты

BMW продолжает эксперименты с дизайном, новый подкаст для дизайнеров, тренды 2020, экспресс герб, выступление Альбины Гайнуллиной, мультики Феликса Колгрейва и концептуальные New Balance.

Nissan больше не Volvo
Nissan больше не Volvo
Nissan больше не Volvo

Nissan больше не Volvo​, Figma-прототипы работающие без интернета и другие инструменты, разбор UX/UI музыкального софта, каким может быть поиск, станок не режет сосиску и светящиеся колеса.