Дизайнеры-шрифтовики: у кого покупать шрифт, и главное — зачем

Для тех, кто не чурается платных шрифтов и не задается вопросом: «За шо?».
Кириллических шрифтов стало много, но их все еще в тысячи раз меньше, чем латинских. Решил подсказать дизайнерам, где кроме Google Fonts, найти отличные шрифты авторов, чувствующих кириллицу тонко и нативно. И, возможно, немного сэкономить.

Алексей Коваль
Першабеларускi аматар Myfonts

Я начал изучать шрифт в 2002 году, и это было удивительное время: цифровые продукты для разработки шрифтов стали общедоступными, и больше не нужно было уезжать в Москву, чтобы устроиться в одну из крупных «словолитен». Начали появляться книги по типографике. Сфера только зарождалась, и все шрифтовые дизайнеры знали друг друга через 2–3 рукопожатия.

За 18 лет произошли грандиозные изменения. Во-первых, в профессию пришло огромное количество дизайнеров шрифта. Молодые и свободные, с современными инструментами и возможностью создавать шрифт самостоятельно. Во-вторых, произошла глобализация продаж через интернет: монополии производителей шрифта исчезли и печатные каталоги стали не нужны. Вместе с тем между покупателем шрифта и разработчиком появились посредники: маркеты вроде Google Fonts и MyFonts. Вы вольны покупать шрифты у кого хотите. Но так ли много известно вам дизайнеров, у которых можно приобрести шрифт напрямую? Вот это и исправим.
Во времена СССР разрабатывать кириллицу можно было только в Москве.

Повезло странам, которые пользовались латиницей: например, Литва, Латвия и Эстония могли создавать шрифты у себя дома. В Беларуси и Украине это было невозможно.

Все изменилось, когда появились настольные издательские системы. Тогда отпала необходимость рисовать буквы на миллиметровках, задавать на приборах математические формулы и проверять начертание символов на осциллографе.

Беларусские дизайнеры

У нас по-прежнему два «постоянных» дизайнера и регулярные единичные проекты от еще нескольких. Самый продуктивный — Денис Серебряков. Его шрифты можно купить через MyFonts или напрямую. Специализированного магазина, где продается лицензия, нет — значит, можно договариваться о специальных условиях.

Я считаю достойными внимания его следующие работы:
Предыдущая
Следующая
Предыдущая
Следующая
Предыдущая
Следующая
Самый первый дизайнер, проторивший шрифтовую дорогу в Беларуси — это я, Алексей Коваль. Первый шрифт на MyFonts я опубликовал в далеком 2008 году и тем самым застолбил себе финансовые условия получше: я получаю бóльший процент от продажи шрифтов, чем дизайнеры, которые заключили договор с сервисом несколько лет спустя.

Первая партия релизов пришлась на 2008–2012 гг. Затем я столкнулся с нехваткой знаний и начал изучать, почему шрифт сделан именно так. Для этого погрузился в каллиграфию и историю. Это позволило лучше понять форму шрифта и взаимосвязь не только на уровне построения, а на уровне эмоций. Эти знания переросли в исследование бренд-параметров шрифта, которое стало основой работы с шрифтовыми логотипами и корпоративными шрифтами.

Результат — мое возвращение в «большой шрифтовый спорт» в 2020 году. С тех пор у меня уже вышло три шрифта. Их можно купить на MyFonts: это мне вполне удобно. Некоторые шрифты я выпускаю в том числе и на физических носителях в сувенирном исполнении.
Например, Hleba Soli Ziamli Voli можно купить на флешке-браслете в холщевой сумке с вышивкой этим самым шрифтом. Цена — такая же, как на MyFonts.
Skaryna 2017 Title. Красив в небольшом размере, как и оригинальный шрифт.
Очень нравится ритм в Caliady.

Кто еще из беларусских дизайнеров интересен

Предыдущая
Следующая

Хочу отметить шрифт Кати Бушук: живой, нетривиальный. В нем каждая буква уже сама по себе красавица, но каким-то чудом еще умудряется работать вкупе с остальными.

Хочу отметить шрифт Кати Бушук: живой, нетривиальный, в котором каждая буква уже сама по себе красавица, но каким-то чудом еще умудряется работать вкупе с остальными.

Шрифт «Берегиня» Михаила Боярина. Очень круто, когда шрифтовая технология используется для нетривиальных задач. Орнамент, в который преобразуется текст, с одной стороны, убедителен, с другой — может быть прочитан даже поисковиком.

Украинские дизайнеры

Украинский шрифтовой рынок развит лучше, чем белорусский. Это связано с тем, что там существует активное шрифтовое сообщество: носители традиций, профессионалы и студенты передают друг другу знания и применяют их на практике.

Для современных украинских шрифтов характерно каллиграфическое влияние. Возможно, потому что во времена СССР украинцы, так же как и беларусы, не могли разрабатывать шрифт у себя в стране, но могли заниматься оформлением. Они использовали живое письмо как подоснову для графических работ: не строили буквы, а писали, так как знали, что каллиграфия — это хороший способ коммуникации.

Украинские шрифтовики реконструировали и возродили скоропись: через нее в письме очень четко прослеживаются национальные мотивы. Кстати, это то зачем и нужно копаться в прошлом, чтобы двигаться дальше и формировать свою идентичность.
Вообще в любой сфере важно, чтобы эти 3 поколения общались. Носители традиций передают знания; профессионалы, которые зарабатывают на жизнь своим ремеслом, делятся актуальной информацией; а студенты все это впитывают и вырастают в новых профессионалов или носителей традиций. Так вокруг профессии формируется сообщество.
Предыдущая
Следующая

Шрифт Kyiv Type Дмитрия Растворцева опирается на исторические формы, не создавая при этом ощущение архаичности.

Восхищаюсь шрифтами от мэтров. Например, «Арсеналом» Андрея Шевченко.

Многое для развития шрифтовой культуры в Украине делает Кирилл Ткачёв, организатор фестиваля «Простор литер» и автор отличных практических курсов по дизайну шрифтов. Его персональные работы мне нравятся живостью даже в гротескной форме. А ещё больше мне нравится его проект АльфаБраво — дизайн-студия и словолитня.

Шрифтовые бутики в Украине

Проект Кирилла Ткачева, который многое делает для развития шрифтовой культуры в Украине.

Помимо управления словолитней АльфаБраво, Кирилл организовывает фестиваль «Простор литер» и является автором отличных практических курсов по дизайну шрифтов. Его персональные работы мне нравятся живостью даже в гротескной форме.

На этом сервисе шрифт можно арендовать на время от нескольких минут до недель. Стоимость получается копеечная. Это удобно, когда шрифт нужен для одного клиента. Часто нет резона покупать десктоп-лицензию, а рациональнее приобрести кратковременную. Еще такая модель позволяет лучше оценивать затраты на разработку дизайна. С моделью аренды по времени логично, что любые правки стоят дополнительных денег.

Российские дизайнеры

Совсем иная ситуация сложилась в России: там есть четкая доминанта компании Паратайп как работодателя и как торговой площадки. Есть несколько шрифтовых бутиков и большое количество независимых дизайнеров, появлению которых мы обязаны Александру Тарбееву.

После завершения сотрудничества с Паратайп этот мэтр российского шрифта выстроил на тот момент единственную программу по дизайну шрифта для студентов. Это его выпускники сегодня двигают шрифты в России и во всем мире.

Вера Евстафьева, Илья Рудерман, Мария Дореули, Лиза Рассказова — это выпускники Александра Тарбеева, окончившие затем курс Type&Media в Королевской академии искусств в Гааге.

Александра Королькова, чьей дипломной работой была та самая «Живая типографика» и шрифтовое семейство Leksa. Теперь Александра — арт-директор Паратайпа.

NWT Bodoni — это очень серьезная работа Лены Новоселовой. Неискушенному читателю, возможно, будет непонятно, зачем «еще один Bodoni», но тут все просто: новые технологии позволяют работать с формой знаков точнее, а новые экраны и технологии растрирования шрифтов лучше воспроизводят знаки.

Шрифтовые бутики в России

Основатели проекта Илья Рудерман, Юрий Остроменский и их команда провели огромую работу и собрали в своем шрифтовом бутике достойную коллекцию приличных универсальных шрифтов.

Отдельно отмечу экспериментальный суб-бренд tomorrow.type.today, где собрана коллекция шрифтов будущего.
Здесь можно купить уникальные шрифты непосредственно у авторов.

Западные шрифтовики

За 18 лет очень многое поменялось и в разработке кириллицы в западных странах. Редкие специалисты, такие как Мэтью Картер, могли построить этот шрифт так хорошо, чтобы он воспринимался «натурально» нативными пользователями. Поэтому считалось, что покупать кириллический шрифт нужно только у русскоязыных производителей. Сейчас этот довод неактуальный.

Западные компании и независимые разработчики шрифта заключают контракты, пусть и не всегда афишируемые, с русскоязычными дизайнерами и дополняют с их помощью свои наборы кириллицей.
Кириллицу в Northern Block привнесла Мария Пигулевская — беларуска, получившая образование в Великобритании. К первым образцам кириллицы можно было придраться, но, к счастью, шрифт — это цифровой продукт, который можно улучшать в процессе.

Шрифт Gerbera. Разработан в студии Brownfox. Используется в логотипе Третьяковской галереи.

Кириллицу в наборе Proto Grotesk агентства Production Type разрабатывали Илья Рудерман и Юрий Остроменцкий.
Шрифт Objektiv студии Dalton Maag также содержит кириллицу.

И напоследок:

Зачем покупать шрифт напрямую

Покупать на больших площадках удобно, но огромный выбор иногда ставит в тупик. Зато если найти «своего» дизайнера, можно с уверенностью сказать: вам понравятся почти все его шрифты.

Прямой контакт с дизайнером позволяет договориться о специальных условиях лицензирования. Это удобно, если вам нужен шрифт для конкретного проекта. Так, можно взять шрифт в аренду и заплатить гораздо меньше.

Дизайнер, в свою очередь, получает более полную оплату за свой труд и быстрее окупает десятки часов, потраченных на разработку, ведь площадки забирают себе до 60% от стоимости шрифта. К тому же, прямой контакт это возможность получить обратную связь по своему продукту, которой очень не хватает при продажах на крупных маркетах.
23 июня 2021
Поделиться
Еще парочка клевых статей
#185 • Шрифтанутый дайджест: бесплатные подборки, история и культура
#185 • Шрифтанутый дайджест: бесплатные подборки, история и культура
  • 23 мая, 2022
#185 • Шрифтанутый дайджест: бесплатные подборки, история и культура Лекции о шрифте и визуальной коммуникации, райтовая беседа о шрифтах, альтернативы Times New Roman, бесплатные коллекции, как игрались со шрифтами сто лет назад, история QWERTY.
#184 • Эволюция японского дизайна
#184 • Эволюция японского дизайна
  • 11 апреля, 2022
#184 • Эволюция японского дизайна Японский дизайн от истоков до наших дней, оцифрованные шрифты с ретровывесок Японии, коллекция старых кассет, искусство спичечных коробков, писатые иллюстрации в японском стиле нашей дизайнерки Насти Студенцовой, как выравнивать данные в таблице, вебинары Школы редакторов в открытом доступе.