4 упражнения на креативность, чтобы писать нормальные подписи к иллюстрациям

25 сентября, 2020
Делимся секретом, как перестать писать банальные подписи к иллюстрациям и картинкам. На примере безысходности одного кейса.
Ксюша Анискович
Думает, что умеет писать, пока не приходит арт-директор

Обычно подписи используют для элементов интерфейса и иллюстраций. В интерфейсах — текст объясняет элементы и помогает разобраться что нажимать, для иллюстраций и фотографий — становится ниточкой к основному тексту, которая цепляет и заинтересовывает.

Читатель сразу обращает внимание на картинки: они почти всегда самые большие на странице. И подписи — это хитрый ход, чтобы завлечь в текст. Хорошая подпись дополняет картинку и рассказывает больше, чем на ней показано.

Но писать классные подписи сложно. Смотришь на картинку и в первом порыве начинаешь описывать происходящее на ней. А читателю такое не нужно: он же не дурак, он и сам умеет рассматривать картинки и считывать смыслы. Но как сильно ни тужься, все равно периодически будет вылезать очевидное описание иллюстрации.
Высокий мужчина и женщина пониже
Старая комната с окном
Мужчины в шляпах. Очередь
Чтобы облегчить жизнь редакторам, наш арт-директор Саша Ревяко придумал крутое упражнение на подписи. Рассматриваем на примере иллюстраций для кейса Clevetura.

Исходные данные

Короткое введение в продукт: фишка клавиатуры с Clevetura в том, что с помощью «движка» внутри клава распознает движения пользователя — нажатия, скролл, тапы и клики. В общем, садись, работай и ускоряйся до 300 000 $/сек.

Для блока с преимуществами мы нарисовали две кайфовые иллюстрации, которые нужно описать в кейсе. Казалось бы, что там написать подписи: пошел, поговорил с дизом, иллюстратором, и написал. Но не тут-то было.

Group 99
Group 139

Пишем: подход раз и два

Начинаем с простого и упоминаем об иллюстрациях в контексте кейса:
Арт-директор поясняет, что проблема в бессодержательности. Читатель видит иллюстрации и читает, что иллюстраторы умеют рисовать — выходит кэпство. Даже в маленькой подписи должна быть история, поэтому мимо:

Левел ап — разобраться, почему иллюстрации такие, в чем замысел автора и рассказать об этом. Дизайнер, который их рисовал, рассказал о многоруком боге Шива и о шлеме, чтобы почувствовать себя в вакууме, без отвлечений. Окей, пробуем передать это в подписях:

Продуктивность — многорукий Шива, который жонглирует несколькими задачами одновременно.

Чтобы раскрыть идею сфокусированности, сделали несколько итераций. Добавляли динамичности и экшена. Остановились на девушке-космонавте, которую не отвлекает внешний шум.

Но проблема остается: слова повторяют то, что и так понятно из контекста иллюстрации. И тут на помощь приходит арт-директор.

Упражняемся в тексте подписей

Чтобы помочь и научить придумывать подписи, Саша придумал упражнение. С помощью него легко усилить или раскрыть ту сторону, которая не видна на картинке. Приема четыре:

  1. пошутить,
  2. завернуть в обман ожидания,
  3. противопоставить,
  4. поднять мемас или отсылку в поп-культуру.

На словах звучит круто, но сложно описать чувака с пятью руками, когда ты знаешь, что это образ многорукого Шивы. Практикуемся на иллюстрации про продуктивность.

«Кстати, есть обратное упражнение: опиши фильм или игру максимально скучно. Чур я начинаю!»
Саша
Любит хулиганить на полях​
Саша Кстати есть обратное упражнение. Опиши фильм или игру максималььноо сккучно. — Седой можуик, ездит на лошади называя ее рыбой — Кораблль утонуол ииз-за айсберга — Мальчик с совой получает  образование. Семь фильмов

Шутим

С первым упражнением Саша помогает:

— Знаете, почему наиллюстрации три руки синие а  две зеленые?
— ?
— Потому что только три блютуз-канала.

Заворачиваем обман в ожидания

Чтобы добиться этого эффекта авторы используют неожиданный элемент или реплику в тексте и нарушают линейность повествования. В рекламе или коротких описаниях такой эффект сильнее воздействует на читателя.

С обычной клавиатурой — две руки, а с Clevetura еще три. В подарок.

Противопоставляем

Берем два явления и сталкиваем их. Продуктивность подразумевает тонну литературы и невнятных попыток научиться техникам концентрации: отключать уведомления, делать одну задачу в час или что там еще. Dump their heads!

Можно изучать новые техники продуктивности, а можно взять и купить клавиатуру с Clevetura.

Поднимаем мемас

Поиск мемаса или отсылки — самое сложное. Если не ориентируешься в поп-культуре и не чувствуешь ее, то вряд ли получится четкая метафора. Пробуем сослаться на символизм характер Шивы.

Время разрушать и строить новое.

Отправляем на проверку и получаем комменты:

Чистим и согласовываем

С иллюстрацией к продуктивности все понятно: оставляем визуальный образ Шивы, формулируем шутку и добавляем:

Продуктивность — три синие руки символизируют три bluetooth-канала на клавиатуре. Или три дополнительные руки в комплекте?
После упражнений с первой картинкой придумать подпись ко второй полегче. Собираем идею о космосе и добавляем ремарку о пистолетах:
Шлем космонавта, чтобы оградиться от внешнего шума, а пистолеты в руках — убивать демонов непродуктивности.
Подписи готовы, арт-директор пускает текст дальше по процессу. Кайф.

🐝
В оригинальной задумкке женский образ астронавта — отсылка к Эллен Рипли из вселенной «Чужих». Где-то в эскизах умерла версия уведомлений с выдвижной челюстью: уж больно явная получилась отсылка, и терялась полезность иллюстрации. Посмотрите наброски в кейсе, если скучаете по Сигурни Уивер. Теперь эта тайна не умрет со мной.
Саша
Шепчет

Делитесь в Фейсбучике своими вариантами подписей, рассказывайте о классных упражнениях или научите нас жизни.

Еще парочка клевых статей
Редактура интерфейсных текстов
Редактура интерфейсных текстов
Редактура интерфейсных текстов

Рассказываем, как мы учили банкомат быть быть дружелюбным, чтобы пользователь не ломал голову, не совершал ошибки и экономил время.

Датавиз, датавиз, сайт об этом заебиз
Датавиз, датавиз, сайт об этом заебиз
Датавиз, датавиз, сайт об этом заебиз

Тест с правилами визуализации данных, способы структурирования информации, айдентика Robinhood, игрушечные примеры и серьезные вопросы про интерфейсы, дизайнеры Google о хорошем дизайне, вывески в Рыбинске и instagram иллюстратора.​